Рассказ
Это не служебный отчет, здесь свободное изложение событий, фактов, названий так, как они мне по прошествии многих лет запомнились. Последовательность в них свободная. Просто я хочу рассказать о становлении и развитии средней школы № 9 ст. Арысь
Южно- Казахстанской обл. С которой у меня была тесная связь и взаимопомощь на протяжении 22 лет.
Я познакомился с директором школы Артуром Борисовичем Кудриным на совещании у начальника Чимкентского отделения железной дороги А.С. Салыкбаева. Он представил нас друг другу в связи с назначением меня шефом школы. Я был начальником 23 Дистанции сигнализации и связи ст. Арысь кратко называется ШЧ -23.
В ходе моих воспоминаний использую рассказы директора. За 22 года совместной работы мы лично и коллективы сошлись.
Школьники посещали цеха ШЧ с экскурсиями, выступали с концертами, помогали в благоустройстве территории предприятия. Учителя выступали с лекциями. Святое дело нас было оказывать разностороннюю материально-техническую помощь школе. Устанавливать в развивающейся школе современные технические средствам обслуживать их и т.п.
В результате нашей совместной работы школа и ее территория были полностью радиофицированы. В 70-80х годах в школе действовало свое телевидение. Во всех классах были установлены цветные телевизоры, но приспособленные к приему передач из пионерской комнаты, где был установлен кассетный видеомагнитофон производства Ленинградского оптико –механического объединения ЛОМО. Примечательна такая история с школьными телепередачами.
Рассказывает директор
- Когда запустили первый раз телепередачу, то записали мое обращение к ученикам и учителям. Во время трансляции пошел по классам посмотреть как идет передача. В одном младшем классе после моего ухода один ученик спросил у учительницы.
- А что у нас два Артура Борисовича?
Вот так прививалось в школе кассетное телевидение. Школьная пионерская комната превратилась в студию. Там проводились различные встречи с ветеранами, бывшими выпусниками, выступала художественная самодеятеность. Техническим руководителем студии был инженер ШЧ Александр Иванович Дармодехин.
Александ Иванович был назначен мной постоянным шефом школы. Под его руководством группа специалистов ШЧ монтировала лингофонные кабинеты, класс автоматизированного контроля знаний, который школа получила с Львовского завода учебного оборудования.
В годы когда у руководства Отделом Учебных Заведений Алма-Атинской железной дороги были М.З. Увайсов и П.Я. Назимко школа получила большое развитие и особое место в развитии получило строительство так называемой пристройки к школе. А по существу это большая современная школа на 834 посадочных места, трехэтажная соединенная с доброй старой школой 12-ти метровой галереей по второму этажу.
Рассказывает директор
Предпосылки, платцдарм, если можно так сказать, заложелы были в 30-е годы первым директором школы № 31 Ташкентской железной дороги Кольцовым Николаем Ивановичем. 31-я школа была построена на окраине Арыси. Места было много и ее территория распологалась между улицами К. Маркса и Ленина пересекавшими улицы Горького, Шмидта, Красноармейскую.
Далее события развивались так. Как – то ко мне в кабинет в выходной день зашел М.Д. Джапаркулов, тогда он работал главным инжененром Чимкентского отделения дороги.
- Артур Борисович, давай построим на территории школы большую хорошую школу. Территория позволяет.
- Как же я построю? Хотя опыт есть. К этому времени уже был построен учительский дом, 2-х этажная пристройка со столовой, тир.
- Ничего я помогу.
Маулен Джапаркулович в скорости был переведен на Западно- Казахстанскую железную дорогу.
Он уехал а идея осталась. Боязно. А хочется, жизнь требует. Посоветовались в коллективе, с одобрения руководства Отдела Учебных Заведений я попал на прием к начальнику дороги А.Д. Омарову.
-Денег дам, привяжу к Дортресту. Материалов, строительной техники не дам, строительство не плановое.
- Согласен.
Завертелось дело. АПЗ ( архетиктурно –планировочное задание) помог сделать председатель горисполкома Э.К. Мухамедов. Получили только что разработанный проект средней школы из Новосибирского проектного института.
Башенный кран из Ухты. История такова.
Звонит мне управляющий Дортрестом Строгов.
-Артур Борисович, нам планировался башенный кран с Ухтинского машиностроительного завода, но распоряжением Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова продавать краны на сторону запрещено. Все в зону Нечерноземья. Разнарядка у меня. Хочешь поезжай, добъешься кран, первым будет у тебя на строительсте. Лечу в Ухту со всеми бумагами и письмом первого секреторя Горкома партии К.А. Айтаханова.
Башенный кран необходим на строительство к 50 летнему юбилею большой пристройки к школе- убеждаю я директора завода. Директор сдается под напором просьб и бумаг.
Похожая история была и с поставкой нам АКСИОМ (автоматизированная мобильная котельная на твердом топливе) из Ярославля. Те же клянчанья и убеждения.
А история такова. Звонит мне Зам. По ремонту и строительству Отдела Учебных Заведений Ю.И. Чуклин.
- Артур Борисович, найди журнал «Водоснабжение и канализация» за № 12 там может быть блестящее решение вопроса о котельной.
Иду к начальнику водоснабжения Ю.И. Анорову. Нашли журнал. На обратной страничке журнала сфотографированна реклама красавица «Аксиома».
Аксиома понравилась, я загорелся. Согласую с руководством выезд в Ярославль. Надо сказать, что мои командировки были в учебное время. В начале боялся, что мое отсутствие может сказаться на обстановке в школе. Думал приеду начнутся жалобы, сплетни, ссоры. Нет, все было всегда нормально. Спасибо Т.Е. Карпенко (завуч) и коллективу.
Я убежден, когда коллектив живет основной идеей от ученика до учителя, от уборщицы до директора ему по плечу любые дела.
И так, еду в Ярославль. Появляюсь с журналом и конечнос бумагами – аргументами у директора завода метоллоконстрекций. Разговор:
- Откуда вы взяли что мы продаем Аксиомы? Эта фотография журналиста сопровождающего Председателя Совета Министров Н.И. Рыжкова на ВДНХ.
(опять председатель!) Аксиомы Северного исполнения, предназначены для оленеводческих совхозов, войсковых частей, северных экспедиций.
- Что мне делать, я приехал из Казахстана, оставил школу. Школа готовится к юбилею, нам дали большую пристройку и т.д. и т.п.
Директор вызывает гл. инженера.
Главный инженер предлагает, чтобы Казахстан поставил сантехническое оборудование для своих Аксиом.
Директор завода:
- В порядке исключения на таких условия сделаем две Аксиомы.
Звоню Куанышу Айтахановичу в Арысь.
Ответ:
-Заключай договор. Сантехнику поставим.
Первую Аксиому сгрузили для сохранности на территории войсковой части. Со второй получилась удивительная история.
Звонят мне из Товарной конторы.
-Вам прибыл груз из Ярослаля.
Посылаю Сашу.
-Съезди посмотри где стоит Аксиома.
Приезжает взволнованный Саша.
-Артур Борисович, там на платформе какое-то колесо огромное.
Еду на рампу. Дейсвительно колесо. Звоню в Ярославль Зам. Директора по коммерческой работе.
-Ой, что я наделала! Я перепутала, это узел на Сахалин в Поронино. Ваша Аксиома ушла на Сахалин. Ой, переадресуйте сейчас же в Поронино, а я телеграммой переадресую Аксиому в Казахстан.
Вот такая незадача была.
Говорит Директор:
-Котлован готов. Возникают трудности с подрядчиком СМП -715 З. Базарбаевым
Решаемся оживить отношения, привлечь внимание общественности.
При установке первого блока фундамента собираем на строительной площадке митинг. Выстроена вся школа, нарядные дети, гости, сам начальник СМП -715.
Торжественный момент. Старшие ребята мальчик и девочка спускаются в котлован и укладывают капсулу с письмом потомкам. Башенный кран под аплодисменты, громкие возгласы медленно опускает блок и капсула погребена. Речи, обещания, поздравления. Меня, конечно, интересует речь начальника СМП
Звучат заверения.
-Несмотря на трудности школа будет построенна
Цель достигнута.
Говорит Директор:
- У нас в школе был свой автобус. Прекрасно! Экскурсии, поездки в базисный магазин учебно-наглядных пособий в Чимкент. Кто лучше самих учителей –предметников возьмет что им нужно? А тут сели специалисты в автобус и поехали. Надо ли говорить, что качество обучения и воспитания выигрывает, когда под рукой у учителя именно то, что нужно для урока.
Имея автобус мы облюбовалина речке Буржар место для организации летнего школьного лагеря. Переехав через мостик по асфальтовой дороге сразу слева Лесок на отлогом берегу речки, а с другой крутой высокий берег. Лучше места не найдешь. Да к тому же в этом месте бьют холодные ключи. Вверх по Буржару имеются места, где водятся раки Вниз недалеко устье, где Буржар впадает в реку Бадам, рыбалка. Красота!
Планировались заезды ребят на 10 дней (чтобы больше охватить) Раздолье! Рыбалка, ловля раков, составление гербариев для ботаники и зоологии. Разные травы, цветы, бабочки, букашечки разные.
Вкусили прелестей нашего лагеря и именитые гости.
Как то раз мы группа руководителей, ехали с совещания из Чимкента. Жара, пить хочется. Кто – то из товарищей сказал: «Холодной газированной водички бы сейчас.»
Я говорю: «Сейчас напьмся»
Заехали в лагерь (мимо ехали). Я попросил дежурных ребят напоить нас.
- Сейчас.
Вытащили сетку с запотевшими бутылками с газводой из “холодильника” (ключ)
Думали мы создать там оборудованный лагерь. Хотели посадить там постоянного сторожа. Но не получилось. Как- то весной поехал смотреть окресности. Спускаюсь на нашу площадку, вода в Буржаре мутная. Пошел вверх по реке. Около аула Теспе утиная ферма. Стоки фермы стекают в маленькую речку Буржар. Пропала речка, пропали детские радости.
Еще об автобусе.
Декабрь, 20 число. Звонит начальние Отдела Учебныз Заведений
-Перевожу 100 000 рублей, до конца года израсходуйте.
- Попробую.
-Да не не попробую, а израсходуйте в дело. Деньги дал начальник дороги.
Говорю Тамаре Евгеньевне
-На завтра составьте особое расписание уроков, чтобы учебный процесс не пострадал, освободите учителей (по списку).
Еду с ними в базисный магазин. Привозим полный автобус учебного добра.
О НОДе (начальник отделения железной дороги)
Во всех школах организовывались школьные лагеря городского типа. В классах устраивались спальни для дневного отдыха. Работали столовые. Двор, сад, всякие развлечения. Ранние яблоки, вишня, урюк- все было в нашем саду и в столовой на столах стояли вазы с фруктами. Бегают, играют. Хвать в столовой в любое время что нибудь, и опять бегать. Так было заведено. Трудности терпели с дневным сном. Окна в классах больние “смотрят” на юг, жара, духота нестерпимая. Но распорядок.
В НОДХа поступили кондиционеры. А. Сарбасов (начальник) мне не дал.
-Только по разрешению НОДа
Ауэсхан Салыкбаевич проводил планерку в локомотивном депо. Я туда. Залучил его в лагерь после обеда. Как раз дети отдыхали (мучились). Завел его в девичью и мальчишечью спальни. Мы вышли.
Салыкбаев:«Давай требование.»
Требование подписано на четыри кондиционера. Позже Сарбасов мне говорил –«Салыкбаев был в курсе как Вы у меня просили кондиционеры»
Я внимательно слушал директора в разные дни и думал, а ведь мы в большенстве рассказанного участвовали так или иначе как шефы.
На базе школы проводились Дорожные и Сетевые (МПС) педагогические чтения. И меня, как шефа, приглашали на пленарные заседания.
Б. Дюсебаев