Генеральный план города Арысь
1. Концепция градостроительного развития города
Для г. Арысь актуальной задачей является необходимость разработки новой градостроительной концепции, учитывающей изменения в социально-экономической и градостроительной политике общества.
Стратегия социально-экономической политики направлена на устойчивое развитие города путем диверсификации отраслей экономики с максимальным использованием собственных природно-сырьевых ресурсов.
Одновременно стратегия градостроительной политики направлена на оценку потенциальных возможностей развития города и определение наиболее важных приоритетов их достижения на основе материальных и финансовых ресурсов.
Согласно «Региональной программе развития малых городов ЮКО на 2004-2006 годы» г. Арысь относится к числу малых городов и является транспортным центром.
Следовательно, стратегической целью развития города является формирование устойчивой конкурентоспособной экономики и надежной инженерно-транспортной инфраструктуры, от которых зависит решение всех социальных проблем.
Поставленные цели, на наш взгляд, могут быть достижимы, так как они соизмерены с ресурсными возможностями Арысской горадминистрации, которая специализируется по растениеводству на выращивании зерна, хлопка, масленичных, бахчевых и садово-ягодных культур и др., по животноводству - на разведении овец, лошадей и птицы, откорму скота.
Благоприятные ресурсы и климатические природные особенности региона при рациональном использовании их позволяют создать комплекс по переработке сельскохозяйственной продукции.
Наличие месторождений полезных ископаемых в регионе создает предпосылки для развития отрасли промышленности по производству строительных материалов.
Особое место в концепции уделяется повышению уровня благосостояния и жизни населения города. При этом предусматривается преодоление негативных тенденций социально-демографического характера по созданию нормальных условий для функционирования семьи на основе разработки и реализации социальной программы, направленной на снижение уровня смертности с одновременным стимулированием рождаемости.
Одновременно необходимо существенно повысить уровень эффективности экономической системы в целом и, в первую очередь, наиболее крупных предприятий, обеспечивающих занятость населения, а также создать дополнительные рабочие места посредством диверсификации производства и расширения его масштабов.
Социально-экономическое развитие города должно сопровождаться такими программами, как:
- стимулирование экономической активности путем привлечения инвестиций, обеспечивая устойчивое развитие экономического комплекса;
- осуществление перестройки промышленного потенциала города с использованием существующих производственных фондов;
- дальнейшее развитие среднего и малого бизнеса;
- использование природных ресурсов для формирования новых отраслей, имеющих приоритетное значение;
- осуществление перестройки строительного комплекса для выпуска строительных материалов, необходимых городу;
- создание современной инженерно-транспортной инфраструктуры города.
В методическом плане к разработке концепции развития города в настоящее время предъявляются новые подходы:
- если раньше развитие города базировалось на государственных народно-хозяйственных директивах, то сейчас социально-экономические обоснования опираются на внутренний потенциал развития населенного пункта и его использования в интересах жителей;
- социально-экономическое развитие города направлено на создание для настоящего и будущего поколения населения безопасной, благоприятной для жизнедеятельности среды обитания;
- радикально изменился подход к развитию жилых территорий и к жилищному строительству, ввод нового жилья в квадратных метрах перестал быть основным показателем. Приоритетными увеличению средней обеспеченности населения жильём становятся: комплексность, качество и разнообразие жилой среды, социальные гарантии в жилищной сфере, снос ветхого жилья, комплексное благоустройство, капитальный ремонт и реконструкция существующей застройки;
- радикально меняется представление о роли инфраструктуры города. В перспективе транспортная, инженерная, социальная, информационная инфраструктуры становятся главным ресурсом развития города, условием повышения его конкурентоспособности, социальной и инвестиционной привлекательности.
Новый генеральный план меняет представление о роли инженерно-транспортной инфраструктуры города. В системах инженерного обеспечения возрастают требования безопасности и надежности, локальные и автономные системы составляют реальную конкуренцию централизованным.
Массовая автомобилизация становится важным фактором, обеспечивающим альтернативный выбор населением средств передвижения. В связи с этим в генеральном плане значительная роль отводится развитию улично-дорожной сети, системе обслуживания транспортных средств и парковки индивидуальных автомобилей.
Особое место в проекте принадлежит общественным пространствам - пешеходным зонам, площадям, улицам, озелененным территориям - бульварам, скверам, видовым площадкам. Эти компоненты наравне с транспортными системами становятся составляющей понятия «комфортная городская среда».
Новизну генерального плана города составляет комплексное благоустройство территории. Его элементы - городской дизайн, средства визуальной информации и реклама, ландшафтная архитектура и озеленение, декоративное освещение, цветовое решение городских пространств становятся в современном городе по своему функциональному назначению сомасштабными планировочным, архитектурным и инженерным средствам организации городской среды.
Новое качество придается организации среды обитания - сохранению и совершенствованию природно-ландшафтных основ территориально-планировочной структуры г. Арысь.
Формирование планировочной структуры города в перспективе ориентировано на активное развитие южной и восточной частей с учетом природных особенностей и территориальных возможностей. В этих частях города концепцией генерального плана предусматривается создание новых районов жилищного строительства, парковых зон, спортивных и развлекательных комплексов, строительство общегородских и районных обслуживающих центров.
И, наконец, важно в кратчайшие сроки кардинально улучшить состояние социальной инфраструктуры города, в особенности подсистем образования, здравоохранения, культуры и бытового обслуживания. Причем важнейшей задачей здесь является переориентация социальной сферы города на нужды всего населения, обеспечивая повышение качества жизни.
В этих направлениях строится концептуальные решения по развитию города на ближайшую и более долгосрочную перспективу (концепцию).
Концепция охватывает период в 25-30 лет.
Основные проблемы, которые ставятся во главу угла при разработке концепции:
- правильное определение масштабов развития города;
- увеличение площади земель, необходимых для развития города;
- изменение структуры жилищного строительства, направленного на повышение доли малоэтажной застройки;
- надежность транспортного обслуживания;
- реконструкция и строительство инженерных сооружений и коммуникаций;
- нормализация экологической ситуации.
На базе социально-экономической и демографической оценки произведено определение параметров долгосрочного прогноза численности населения, важного показателя в определении масштабов развития города.
В составе концепции отражены следующие моменты:
- направление, этапы, территориальные возможности развития города;
- предложения по установлению городской черты;
- предложения по выделению территорий резерва для развития города;
- формирование пространственной концепции на основе индивидуальных и природных аспектов, своеобразия ландшафтной структуры территории;
- формирование открытой планировочной структуры, представляющей возможность свободного развития основных функциональных зон;
- предложения по формированию системы озеленения и благоустройству территории;
- принципиальные направления развития транспорта и улично-дорожной сети;
- предложения по развитию инженерной инфраструктуры;
- улучшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки;
- формирование зон отдыха на основе максимального использования природных ресурсов.
Разработка концепции г. Арысь базировалась на основе сочетания всех факторов, приемлемых для данной местности.