Арысь-ворота Средней Азии

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Арысь-ворота Средней Азии » Историко-виртуальный музей. » Уникальные находки археологов


Уникальные находки археологов

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Когда заговорят кирпичи
Уже первая неделя раскопок археологического отряда Александра Подушкина на поселении Культобе принесла археологам сенсационную находку. Искателям древности удалось обнаружить почти целый фрагмент таблицы из обожженного кирпича, на который нанесены знаки какой-то неизвестной письменности. Археологи не исключают, что они находятся на пороге открытия, способного пролить свет на историю возникновения и исчезновения одного из самых загадочных государств — Кангюй (Кандзюй).
Пятнадцатый год археологический отряд Александра Подушкина работает по программе «Археологические и письменные памятники государства Кангюй (Кандзюй)». Практически в начале исследования удалось обнаружить сразу два фрагмента уникального письма. Знаки, нанесенные на кирпичи до обжига, наверняка содержат в себе какую-то информацию, прочесть которую ученые пока не в состоянии. По предварительному заключению, это письмо строчное, алфавитное, созданное на арамейской основе. Два первых фрагмента нашли в археологический сезон 1991 и 1992 годов прошлого столетия. Один «говорящий» кирпич обнаружили археологи в раскопе, другой увидели в местном школьном музее. Его вездесущие мальчишки также нашли на месте древнего поселения, расположенного на левом берегу реки Арысь, в пойме, вблизи старого русла. К сожалению, собранного палеолингвистического материала оказалось мало для того, чтобы расшифровать нанесенные знаки.
Прочесть информацию ученые не могут, поскольку не знают, на каком языке она написана, хотя и предполагают, что это какой-то из восточноиранских языков. Не помог в этом вопросе и третий фрагмент, который археологи извлекли из раскопа три года назад. Трех фрагментов, вмещающих девяносто знаков, и восемнадцати строк текста для решения такой сложной задачи оказалось недостаточно. Зато теперь, когда на одной только таблице находятся 140 знаков и семь строк, можно надеяться на то, что ученые найдут-таки ключ к расшифровке древнего письма.

0

2

Находка мирового уровня
Уникальная находа шымкентских археологов. Экспедиция университета Мирас обнаружила 2 древних фрагмента письменности. Уже сейчас ученые называют эту находку открытием мирового уровня. Фрагменты письменности датируются 1 веком до нашей эры и первым веком нашей эры. Раскопки ведутся в Ордабасинском районе в бассейне реки Арысь. Археологи исследуют территорию древнего городища Культобе и могильники Кылыш жар, Культобе и Караспанский. Там найдены и золотые украшения, амулеты, зеркала. Эта находка подтверждает версию ученых о существовании арысской археологической культуры.

0

3

Археологи ЮКО обнаружили коллективное захоронение эпохи Кангюй
В Ордабасинском районе Южно-Казахстанской области на могильнике Культобе археологи обнаружили редкое коллективное погребение. Как сообщил KZ-today доктор исторических наук, профессор Александр Подушкин, уникальность захоронения состоит в том, что останки шести человек сохранились в нетронутом анатомическом порядке.
По мнению ученых, тела четырех мужчин, женщины и ребенка похоронены в разное время, то есть могильник использовался в качестве склепа. Здесь же обнаружен погребальный инвентарь - четыре керамических сосуда и женское украшение из обсидиана, что указывает на их принадлежность к арысской археологической культуре и предварительно датируется I веком до нашей эры - III нашей эры. По словам А. Подушкина, находки позволяют предположить, что местное население имело культурные связи с жителями северного Причерноморья и Кавказа, где в те времена проживали племена сарматов.

0

4

Преемники саков - кангюи (канцзюи) в конце 1 тыс. до н.э. – в первой половине I тыс н.э. сумели создать могущественное государственное объединение с центром на средней Сырдарье. Письменные источники сообщают о Канцзюе как о большом государстве, населенном кочевыми и полукочевыми племенами, а также оседлыми жителями городов и селений. Влияние Канцзюя простиралось до Приаралья. Памятники этой очень важной исторической эпохи хорошо изучены археологами. Среди них - поселения и могильники, относимые исследователями 50 - 70-х гг. ХХ в. к так, называемой, отрарско-каратауской культуре." Так называемость " в определении археологической культуры государства Канцзюй приобрела зримые научные рамки в обозначении арысской культуры, выделенной нашим земляком А.Н. Подушкиным. Основные постулаты её таковы: начиная с раннего железного века в период, когда в Южном Казахстане складываются первые государственные этнополитические объединения, наш регион становится контактной зоной, занимая важное геостратегическое положение между степными пространствами Дашт-и-Кипчака и древнеурбанистическими оазисами Средней Азии.
Арысская культура охватывает рамки IY в. до н.э. - YI в. н.э. и фиксирует политические и этнические процессы на территории Южного Казахстана. Материалы арысской культуры уточняют некоторые аспекты проблемы государства Канцзюй и на основании многочисленных артефактов, в ряду которых наличие древней письменности, дают основание локализовать основные владения Канцзюй на территории арысско-бадамского района, а столицу Битянь связать с городищем Караспантобе (Ордабасинский район). Археологические и этнокультурные реалии арысской культуры перестают существовать в YI в. н.э. С исторической арены сходит этнополитическое объединение Канцзюй.

0

5

Уникальные находки археологов
На городище Культобе найдены кинжалы эпохи кангюев, мечи, наконечники стрел и золотое украшение. Арысская археологическая культура не перестает ежегодно удивлять своими находками, а в этот раз ученым посчастливилось найти и золото. Это очень редкий факт, ведь погребальные курганы были разграблены еще в незапамятные времена. А эпиграфические памятники в виде глиняных табличек уже стали мировой сенсацией.  Десять фрагментов письменности изучают ведущие специалисты Европы. Ученые уже  пришли к выводу, что южноказахстанские артефакты  - новое окно в мир древней цивилизации.

0

6

Арысь открывает тайны истории

Археологи юга уверенно рассчитывают в этом году на новые исторические открытия. Продолжатся исследования территорий вдоль реки Арысь, которые уже много лет проводит Международный археолого-этнологический центр. Его возглавляет доктор исторических наук, профессор Александр Подушкин/
В плане раскопок на этот год – городища и могильники в Ордабасинском районе. Именно здесь находится сердце древней арысской культуры Южного Казахстана. Несколько лет подряд экспедиции находят здесь ранние памятники государства Кангюй. Обнаруженные артефакты позволяют реконструировать особенности культуры, быта и традиций народов, населявших в древности территорию современного юга Казахстана. Особенно привлекают ученых находки со следами письменности. Прошлый сезон принес археологам редкую удачу – они обнаружили большой и хорошо сохранившийся фрагмент глиняной таблички, заполненной кангюйским текстом. Находка привлекла большое внимание историков всего мира. Расшифровать записи наших далеких предков пытаются эксперты Академии наук Франции, Королевского азиатского общества Великобритании, Британского музея, нескольких университетов разных государств. Работы южно-казахстанских археологов в этом году включены в программу по изучению письменных памятников государства Кангюй. Ее финансирует Центральный государственный музей Казахстана.

0

7

Памятники кочевников Казахстана
Как уже отмечалось, в тесной связи с городской культурой развивалась кочевническая культура.
В отличие от Южной Сибири и Алтая, где тюркские погребения с конем, относящиеся к VI-IX вв., представлены достаточно многочисленными курганными могильниками, среди которых эталоном является могильник Кудыргэ, в Казахстане они пока изучены слабо - это погребение Таштюбе в Семиречье, Егиз-Койтас в Центральном Казахстане. Внешне это высокие курганные насыпи из камня или смешанные, под которыми находились грунтовые ямы овальной формы. Покойника клали на спину в широтном направлении. Труп коня помещали на ступеньках или на одном уровне с погребенным с обратной или такой же ориентацией. Они сближаются с погребениями Алтая, с восточной ориентировкой погребенных.
В погребении с конем, обнаруженном вблизи Алматы, человек и конь были положены в одну могильную яму. В могиле обнаружены костяные накладки лука, на костях скелета лежала бронзовая пряжка с подвижным язычком. На язычке пряжки рельефное изображение лица человека. От поясного набора сохранились пять бляшек-накладок прямоугольной формы, наконечник пояса. На костях груди обнаружены две серебряные пуговицы. Справа от черепа лежала серебряная серьга из двух несомкнутых колец.
К периоду VI-VIII вв. относятся курганные погребения Борижарского могильника на Арыси и Шага в Туркестанском оазисе (Южный Казахстан). Это - захоронение тюрок, перешедших к оседлости. Здесь обнаружены коллективные погребения на обмазанных глиной площадках, обнесенных стенками, и в наусах - сводчатых постройках из пахсовых блоков и кирпича. В них обнаружены серебряные и бронзовые пряжки и бляхи от наборных поясов, железные кинжалы и мечи, ножи, украшения и керамика, характерная для оседлого населения.
Выделить в общей массе погребальных памятников тюркского времени принадлежащие именно тюргешам невозможно ввиду малого числа раскопанных курганов того времени. Скорее всего погребальный обряд тюргешей был близок тюркскому. Так же трудно атрибутировать карлукские и огузские древности. Возможно, карлукам принадлежат раскопанные в предгорьях Киргизского Алатау погребения, где труп помещали в могилу лицов вверх, головой на восток, а коня на ступеньке или в отдельной яме. Сопровождающий инвентарь представлен железными двукольчатыми удилами и стременами с пластинчатой дужкой. По мнению исследователей, карлукам может принадлежать захоронение вблизи Алматы, в котором был найден пояс, украшенный нефритовыми бляхами, и поливная керамика, датируемая VII в.
Археологические памятники кимаков представлены могильниками в долине Иртыша в Восточном Казахстане. Раскопки их позволяют выделить характерные черты погребального обряда: одиночное захоронение с конем или шкурой коня; захоронения в подбоях в деревянных гробах с конем или предметами конской упряжи.
Разнообразие погребальных обрядов свидетельствует о многокомпонентности кимакского союза племен.
Памятники кыпчаков на территории Казахстана пока не многочисленны, они известны в Центральном Казахстане, Семиречье. Курганы кыпчаков единичны или составляют могильники из нескольких насыпей. В насыпях встречаются остатки тризны в виде костей барана. Покойников укладывали в деревянные колоды, дощатые гробы или гробовища в виде рамы без дна. В ряде случаев покойника накрывали берестой, имеется случай, когда покойник лежал в подбое, устроенном в западной стенке могильной ямы. В ряде погребений сохранились куски шелковых узорчатых тканей. В могилах встречаются железные ножи, кресала. Вооружение встречается в мужских погребениях. Это сабли, стрелы в берестяных колчанах, остатки луков. В одном из захоронений найдена кольчуга, в другом - остатки пластинчатого доспеха. Конское снаряжение представлено удилами, стременами и остатками седел.
Находки из захоронений степной части средневекового населения Казахстана позволяют вместе с письменными источниками получить представления о хозяйстве, образе жизни и религиозных представлениях кочевых племен, которые вместе с горожанами составляли единую политическую, экономическую и этническую общность.

0

8

Появление кочевников в степях Евразии знаменовало наступление новой исторической эпохи. По своим последствиям переход к подвижному скотоводству играл не меньшую роль, чем так называемая «городская революция», способствовавшая формированию в зоне оседлых земледельцев экономических и культурных основ цивилизации. Сложение раннекочевнических комплексов сопровождалось в южных районах Казахстана, в предгорьях, в долинах Сырдарьи, Арыси, Таласа, Чу, Или образованием оседло-земледельческих оазисов. Наличие земледелия у ранних саков Приаралья в настоящее время подтверждается открытиями постоянных поселений. В VI – III веках до н.э. саки создали на территории Казахстана первое государство, центр которого находился на территории Жетысу. Саки имели свою письменность, свою мифологию и выдающееся искусство мирового уровня, получившее в литературе название «искусство звериного стиля».
Стратиграфические шурфы на городище Шымкент, в его западной части, разрушенной современными работами, установили, что начало жизни поселения на месте современного города относится ко II в. до н.э. Город существовал на протяжении 2200 лет. Позднесредневековые слои городища были открыты на шахристане
Городище Караспантобе располагается в бассейне среднего течения р. Арысь. Датируется в пределах первых веков - XVIII в. Как известно, письменные источники помещают округ Кенджиду с центром в городе Усбаникета на средней Арыси, на пути из Испиджаба в Отрар. Позднее, в монгольское время, известен монетный двор Кендже, чеканивший свою монету. Кенжиде и Кендже – это, скорее всего, название одного региона. Видимо, Усбаникет соответствует городищу Караспан, крупнейшему на средней Арыси. Одним из значительных средневековых городов Казахстана был Сауран. Он в свое время служил столицей Ак Орды. Для раскопок выбраны объекты, расположенные в 210 м от северо-восточных ворот слева от магистральной улицы. Как удалось выяснить, здесь находилось знаменитое, благодаря описаниям историка XVI в. Васифи, сауранское медресе с двумя качающимися минаретами. Напротив располагались мечеть и еще одно пока не раскопанное здание, которые составляли сауранский регистан – ансамбль архитектурных сооружений на центральной городской площади. Это первый столь сложный архитектурный комплекс, раскапываемый археологами. Проводятся региональные проекты по программе «Культурное наследие», финансируемые из областных бюджетов, спонсорами. Интересные материалы получены при исследовании городищ Жанкент, Сунаката, отождествляемых с известными городами Жанкентом-Янгикентом, который был столицей государства Огузов, и с городищем Сыгнак – столицей кыпчаков, а позднее Ак-орды и крупного центра Казахского ханства.

0

9

На высохшем дне Арала казахстанские археологи отыскали затерянный мир. Целый пласт древней культуры многие столетия был скрыт под толщей соленой воды. Какие еще тайны хранит блуждающее море?

Казахстанская часть Приаралья сегодня представляет собой безрадостную картину: иссушенную солнцем глинистую равнину прорезают русла рек древней Сырдарьинской дельты. Местность с высоты птичьего полета напоминает гигантский треугольник. Площадь его - свыше 400 квадратных километров. С севера и северо-востока равнина ограничена современным руслом Сырдарьи, с запада - Аральским морем (а вернее, тем, что от него осталось), а с юга - песками пустыни Кызылкум. Так было не всегда - вид этой территории неоднократно менялся: то здесь была пустошь, то шумели морские волны. В разные времена сюда стекались народы совершенно разных культур. Не случайно этой земле известный исследователь истории и культуры Средней Азии Сергей Толстов дал название "Аральский узел этногенеза". А доказательством прежней бурной жизни служат целые города, которые местные археологи находят на бывшем морском дне.
Высыхание Аральского моря называют одной из самых страшных экологических катастроф XX века. Площадь водоема постепенно сокращалась, он мельчал, обнажая свое дно. Три года назад охотники из поселка Каратерень преследовали дичь по бывшему дну моря и неожиданно для самих себя оказались близ острова Барсакельмес, примерно в трехстах километрах от Кызылорды. Именно они якобы и стали первыми, кто увидел древнее поселение, словно возникшее из ниоткуда. Впрочем, есть подозрения, что на развалины города-призрака люди натыкались и раньше. Надо сказать, что само это место - остров Барсакельмес - имеет дурную славу. Не случайно, наверное, в переводе с казахского оно означает "пойдешь - не вернешься". Как всегда бывает, если фактов меньше, чем слухов, об острове сложено большое количество легенд и преданий, в которых говорится о странных происшествиях, связанных чуть ли не с изменением нормального хода времени. Дескать, в достопамятные лета беглецы, отсидевшись на острове всего несколько лет, попадали к своим постаревшим родным спустя десятилетия. И целые семьи якобы бесследно исчезали здесь. Споры о причинах аномалий среди исследователей непознанного то затихают, то разгораются с новой силой.

0

10

Сенсационное для научного мира открытие состоялось в селе Григорьевка. В огороде Александры Кузьминой, выходящем на обрывистый берег Иртыша, археологи раскопали древнее захоронение...

Обнаружить археологический памятник ученым помогли григорьевские ребята. Вместе с учителем истории, руководителем школьного музея Натальей Матвеевой они уже давно исследуют крутой берег реки. В конце февраля ребята нашли там старые черепки. Наталья Матвеева поставила в известность павлодарских археологов. Они провели предварительное исследование местности. Черепки, правда, как выяснилось, относились к 19-20 векам и представляли не археологическую, а этнографическую ценность. Зато в одном месте на глубине полутора метров ученые наткнулись на следы древнего захоронения. Раскопки пришлось отложить до весны.

И вот 20 апреля группа археологов во главе с директором объединенного археологического научно-исследовательского ПГУ Виктором Мерцем и старшим научным сотрудником Тимуром Смагуловым приступили к работе. Было обнаружено погребение женщины, возраст которого датируется эпохой энеолита (III тыс. до н.э.). Скелет лежал на спине головой на север, согнутые в коленях ноги и лицо женщины обращены на восток, левая рука загнута кверху, правая – сложена на животе. Между левой рукой и грудной клеткой находился каменный пест – такое орудие наши предки использовали в быту для перетирания зерна и др. Тип могилы – большая квадратная яма, положение скелета – напоминающее позу эмбриона (следствие культовых представлений о том, что, умирая, человек возвращается в лоно матери-земли). Каменный пест также свидетельствует об уникальности находки. По оценке В.Мерца, она представляет собой остатки погребения ямной культуры, которая существовала намного западнее территории Северного Казахстана и Прииртышья. Находка подтверждает теорию о связи между афанасьевской культурой Южной Сибири и ямной культурой Приуралья и южно-русских степей. Ученые давно предполагали, что ямные племена переместились в Южную Сибирь через территорию Казахстана, но материальных доказательств этой версии было мало. Лишь в 80-х годах подобное погребение открыто в Карагандинской области, да ряд случайных находок в Алтайском крае говорил о правоте ученых. Тем большую ценность приобрело неожиданное открытие в Григорьевке. Находка перевезена в лабораторию археологического центра, где подвергнется дальнейшему исследованию.

0

11

26.08.2008 
Шымкент. 25 августа. "Казахстан Сегодня"

Южноказахстанские археологи обнаружили неразграбленное сарматское погребение с полным набором погребальных артефактов.

Об этом журналистам сообщил руководитель археологической экспедиции, доктор исторических наук, профессор Александр Подушкин. "Уникальность обнаруженной нами погребальной камеры заключается в том, что она одна из самых больших с очень высоким сводом - почти два метра свод. И, конечно же, нас порадовали находки в этом погребении. Погребение оказалось нетронутым, и мы имеем полный комплект погребальных артефактов. Ну, например, вот такое совершенно уникальное ожерелье, где имеются подвески в виде скарабея, сжатой в кулак руки, амфоровидные подвески и ряд других бусин. Зеркала, кухонная посуда, фляга, кувшин и, наконец, курильница", - сообщил А. Подушкин. Однако, по словам профессора, особая ценность находки заключается в ее этнической принадлежности. Захоронение принадлежит сарматскому племени, этническая территория которого - земли Поволжья и Западного Казахстана. Обнаружение этого этноса в Южном Казахстане, по мнению профессора, вносит определенные исторические коррективы. "Мы в общем-то являемся свидетелями подтверждения явления миграции части номадов первых веков до нашей эры - первых веков нашей эры сюда, к нам, в Южный Казахстан. Сам фактор присутствия подчеркивает еще один значимый вывод. Вывод касается государства Кангюй, которое, как нам уже известно, было полиэтничным. То есть в него входили представители нескольких этносов, скажем, сюнну, поздние саки и вот сарматы", - пояснил А. Подушкин.
Сарматское погребение было обнаружено при раскопках городища Кольтобе в бассейне реки Арысь. Профессор А. Подушкин уже несколько лет ведет раскопки на этой территории. За время раскопок здесь были обнаружены такие уникальные находки, как несколько десятков фрагментов письменности на глиняных табличках.

0

12

В ЮКО начался сезон раскопок на Борижарском могильнике

Археологическая экспедиция областного краеведческого музея Южно-Казахстанской области, сформированная при содействии директора института археологии РК Карла Байпакова, начала очередной сезон раскопок на Борижарском могильнике.
Борижарский могильник - один из уникальных археологических памятников Южного Казахстана. Это огромное могильное поле, которое тянется примерно на 10 км вдоль реки Арыси при ширине примерно в километр. Здесь на протяжении многих веков хоронили своих усопших жители городов и сел, расположенных в пойме Арыси. Развалины одного из таких средневековых городов - Жоан-тобе - расположены недалеко от лагеря археологов.
Борижарский могильник - неоспоримое доказательство того, что люди здесь веками вели оседлый образ жизни. Раскопки каждый год приносят все новые находки керамики, оружия, одежды, которые позволяют полнее реконструировать культуру тех времен.

0

13

В ЮКО на территории СЭЗ "Онтустик" найдены костные останки и керамические изделия 

03.08.2009 
На прошлой неделе в ЮКО, на территории СЭЗ "Онтустик", при прокладке траншеи для водопровода рабочие обнаружили в ковше экскаватора человеческие кости и керамику. О находках было сообщено в областное управление культуры.

По словам руководителя Центра по охране памятников, структурного подразделения областного управления культуры, Серикбая Бердибекова,  работники центра выезжали на место и забрали находки. "Мы там взяли кувшин высотой около 30 сантиметров и костные останки: крупную челюсть с полностью сохранившимися зубами, фрагменты черепа, бедренную кость. Место находки площадью 10 на 7 метров и глубиной 4,5 метров сфотографировано. Конечно, данных не хватает для точной датировки, но приблизительно мы пришли к выводу, что это VIII - X века нашей эры".

Костные находки схожи с ранее обнаруженными профессором Александром Подушкиным останками двух воинов. "Там также костяки характеризовались крупными размерами (рост - около двух метров) и полной сохранностью всех зубов", - сказал С. Бердибеков.

По поводу проведения возможных раскопок, начальник отдела сохранения историко-культурного наследия управления культуры ЮКО Александра Грищенко, высказался довольно резко. "Какие раскопки? Объект-то сдаточный... Когда СЭЗ "села" на Каратюбинский могильник, нас никто не спросил. И денег на раскопки никто не выделял. И на Коксарае мы за полтора года ни до чего договориться не можем. Такое впечатление, что археология в нашей стране никому не нужна".

0

14

Керамика Арыси доисламского времени

Керамика – самый распространенный артефакт среди археологических нахо-док. Зачастую, археологические памятники обнаруживаются именно по керамическим фрагментам. Коллекции керамики составляют основу археологических фондов музеев, служат основанием для датировки памятника, выявления археологической культуры. Обожженная глина сохраняет на века все особенности материальной и духовной жизни общества. Из нее производилась не только посуда, очаги и дастарханы, но и культовые предметы: идолы, курильницы, светильники, скульптурки божеств. Долгое время специальные керамические сосуды служили вместилищем останков умерших. Тот объем информации, который несет в себе керамика, не сравним с другими артефактами. С развитием археологической науки и применением точных естественнонаучных методов проведения анализов, вполне возможно, что роль изучения керамики несколько изменится, но, очевидно, это будет не скоро.
До прихода ислама излюбленными были изображения, обозначавшие определенные культы. Эти образы получали отражение и в керамике. В языческой культуре отмечается преобладание культа плодородия. В керамике караханидского периода (XI–XII вв.) на первом месте стоял культ солнца. На протяжении длительного времени одним из преобладавших был культ козла или барана, сохранившийся на территории Средней Азии начиная с эпохи палеолита. В авестийской мифологии (период бронзового века) козел занимал еще скромное место. Позже, в раннем железном веке (с середины I тыс. до н.э.), эта тема становится излюбленной на большей части степной зоны Евразии и прослеживается на изображениях в петроглифах, коропластике, ювелирном деле, керамическом производстве. В эпоху финальной бронзы и раннего железного века козел – излюбленный образ для изображения на наскальных рисунках в Центральной Азии. Часто его изображения встречаются на керамике средневекового периода. Более распространены S-образные, V-образные, спиралевидные и другие виды стилизации рогов. В раскопанных слоях городища Жуантобе (городище в среднем течении реки Арысь), датируемых VII–IX вв., на множестве сосудов сохранились явные следы культа барана (например, налепы в виде стилизованных рогов). Подобные изображения были распространены по всему течению реки Арысь и шире – от Памира до Арала. В среднем течении Арыси в средние века находилась область Кенджде с центром в Караасмане (ныне Караспан), которая была этнонимической наследницей Кангхи Авесты и Кангюя. В нижнем течении Арыси расположен Отрар-ский оазис. На всей этой территории проживали племена с родственной материальной и духовной культурой, производившие керамику, по которой и была выделена археологическая культура, получившую название Отрарско-Каратаусская. Справедливости ради, необходимо отметить, что сходство проявлялось не только в керамике, но и по большинству совокупности предметов материальной и духовной культуры. Безусловно, с развитием культур в них накапливались и различия, обусловленные и территориальными этнокультурными контактами. Кроме типично кангюйского, а в VII–VIII в. кангарского орнамента на керамических сосудах региона отражены все культурные и этнические взаимовлияния. Так, с VI в. появляется тюркский орнамент, с рубежа VI–VII вв. прослеживается отделка сосудов и дастарханов орнаментом с крестами, что, видимо, связано с широким распространением христианства в регионе. Многие исследователи связывают это и с традиционными представлениями авестийского круга, где крест являлся одним из главных солнечных символов. Однако неоднократно встреченный орнамент в виде четырех совмещенных крестов, явно отличающийся от равноконечного креста – солнечного символа, может свидетельствовать о распространении в регионе именно христианского орнамента. Керамика средней Арыси, несмотря на значительные этнокультурные влияния, сохраняет свои яркие отличительные признаки и выделяется на фоне даже соседних регионов. Многочисленные шишечки, которыми украшалась столовая посуда, говорят о бытовавшем культе плодородия. Потеки темным ангобом сосудов – о пожеланиях изобилия и процветания. Традиционный орнамент, кроме перечисленных функ-ций, выполнял еще и функции оберега от «дурного глаза». Часто изделия керамистов имели тамги – знаки принадлежности к тому или иному роду или семье. Знак-тамга изображался в нижней части сосуда под ручкой. Основная масса керамических сосудов была чисто утилитарного назначения и не покрывалась тонким орнаментом, но в большинстве своем и эти сосуды несли на себе печать времени и рук мастера, иногда и в буквальном смысле. Анализ изобразительных мотивов и сюжетов свидетельствует о значительной синкретике в культуре населения бассейна реки Арысь доисламской поры. Здесь успешно происходило развитие кангюйского орнамента во взаимопроникновении с тюркским, синтез языческих образов и христианской символики. Подавляющее большинство сосудов было местного производства, а найденные привозные, в основном согдийские (более тонкие, вылепленные исключительно на круге), лишь ограниченно воздействовали на традиционные способы керамического производства. Кроме религиозных изменений, затрагивающих в целом духовную культуру, распространение ислама в IX в. принесло и значительные изменения в область культуры материальной. С началом применения жженого кирпича кардинально изменился облик городов. Все важные административные и культовые здания сооружались теперь из него и затем облицовывались глазурованными изразцами, расписанными с учетом новой идеологии. Керамика также покрывается глазурью и подглазурной росписью, основы орнамента которой составляют сюжеты, «канонизированные» исламом. Таким образом, облик старой, традиционной, и новой, мусульманской, культур резко отличался. Производство керамики с применением новых технологий и с учетом новых норм становится все более унифицированным, в отличие от разнообразия производства керамики доисламского времени. Вместе с тем, преемственность в форме, как культовых сооружений, так и керамики сохранялась. Например, один из излюбленных мотивов, изображаемых на сосудах – налепы в виде рогов барана, ручки под стилизованные рога, сохраняются до XVII–XVIII вв., хотя их становится значительно меньше. Такое явление как караханидская резная и штампованная керамика, получившая развитие и распространение в Южном Казахстане, также основана на местном способе производства, а основу сюжетов ее орнаментов составляют народные орнаменты доисламской поры. Обе разновидности керамики – зримое проявление такого явления как мусульманский ренессанс. В окончании хочется отметить, что археологические коллекции, полученные в результате раскопок на нескольких городищах и могильниках региона, нуждаются в систематизации и классификации, так как в результате исследований по государственной программе «Культурное наследие» база данных керамических артефактов пополняется ежегодно, а керамика является своеобразной «визитной карточкой» арысского региона доисламского времени.

0

15

Первые века н.э. – 8в. н.э.
У села Кольтоган, на левом берегу реки Арысь. Вытянут на расстоянии 5-7км. вдоль реки, на 1-ой и 2-ой надпойменных террасах в виде полосы шириной от 1 до 2,5км. Представляет собой могильное поле, насчитывающее сотни различных курганных насыпей.
Могильник обследован в 1949г. и 1951г. Южно-Казахстанской археологической экспедицией (А.Н.Бернштам), в 1966-68гг. Семиреченской археологической экспедицией (К.А.Акишев, Б.Н.Нурмуханбетов), в 1969-70гг Отрарской археологической экспедицией (К.А.Акишев, Б.Н.Нурмуханбетов), в 1971-75гг. Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедицией (К.А.Акишев, Б.Н.Нурмуханбетов). Состоит из разновременных комплексов курганов, отдельных могильников, которые со временем слились в один огромный массив.
Могильник оставлен оседлым населением, жившим в 1-м тыс. н.э. в долине р.Арысь и скотоводческими племенами, имевшими здесь свои кочевья.
На северо-восточной окраине могильника были открыты погребения в катакомбах. Все курганы имели земляные насыпи диаметром от 6-ти до 20-ти м. и высотой от 0,5 до 3м.
Второй участок, где были найдены захоронения в катакомбах, находился в центральной части могильника, напротив городища Жуантобе. Катакомбы располагаются либо под курганом, либо за пределом насыпи. Все конструктивные элементы погребальных сооружений хорошо сохранились. Длина ходов-дромосов от 2-х до 7-ми м. Стенки их отвесные, дно с наклоном. Входы у катакомбы прорублены у пола в конце дромоса. Погребальные камеры овально-круглые, со сводчатым потолком, в них находится одно или несколько захоронений. Расположение скелетов свидетельствует об одновременности и разновременности помещения трупов в камеры.
Подкурганные погребения в катакомбах обнаружены во многих районах Средней Азии и на юге Казахстана. Прослежено сходство погребального инвентаря с материалами ранних поселений в долине реки Арысь, что свидетельствует о более глубоких корнях связей погребального памятника с памятниками оседлой культуры.
Курганы еще одной группы характеризуются земляными насыпями от 5-ти до 18-ти м. и высотой от 3-3,5м. При раскопках выяснилось что под курганами находились захоронения в «наусах» - сооружениях из пахсы. Вход в конструкцию, в виде арочного прохода обычно заложен пахсой. На полу науса, на подстилке из речной гальки, черепков керамики помещалось от 1 до 8 захоронений. Они как правило сильно потревожены. Строгой ориентировки погребенных не было. Датируется эта группа курганов 4-8вв.
Материалы хранятся в Музее археологии НАН РК и в областном историко-краеведческом музее ЮКО.
http://s51.radikal.ru/i133/1006/b0/f37ab640439f.jpg

http://i082.radikal.ru/1006/bf/e963a2c8507f.jpg

http://s44.radikal.ru/i103/1006/7d/fc001edefefa.jpg

0


Вы здесь » Арысь-ворота Средней Азии » Историко-виртуальный музей. » Уникальные находки археологов


Создать форум © iboard.ws Видеочат kdovolalmi.cz