Издательство Казахского национального университета им. Аль-Фараби "Казак университетi" выпустило книгу о первом наркоме иностранных дел Казахстана академике Тулегене Тажибаеве. Она стала первым солидным трудом на казахском языке, посвященным жизнеописанию крупного ученого, государственного и общественного деятеля.
Ее автор - Жолмухан Туркпен-улы, профессор, академик Академии гуманитарных наук республики, в прошлом ученик Тулегена Тажибаевича. Помимо воспоминаний он включил в нее ряд архивных документов, по которым можно проследить жизненный путь незаурядного человека. Так, в своей автобиографии Тулеген Тажибаевич сообщал: "Родился в 1910 году в семье крестьянина-бедняка в ауле № 9 (Суткент) Арысского района Южно-Казахстанской области. В семь лет остался сиротой - отец, мать, братья и сестры умерли от голода и эпидемии в 1917 году...".
"Однажды наш отец подобрал на улице малыша-казаха, - пишет в воспоминаниях русская сестра Тажибаева Клавдия. - Он был в очень тяжелом состоянии. Но Тулеген быстро поправился и оказался милым, умным ребенком. Особенно он привязался к нашему отцу - Ивану Федоровичу Кабанову, железнодорожному рабочему. Тулеген ни на минуту не отходил от него, стараясь хоть как-нибудь помочь, но ничего у него не получалось - он был еще слаб и мал. Мне запомнился случай, когда Тулеген попал в больницу. Приезжает папа навестить его, а он, оказывается, живет в доме у главврача. Мальчик так полюбился врачу, что тот забрал его к себе домой, объяснив, что в больнице были тяжелые условия.
...Однажды к нам домой нагрянули какие-то люди с обыском. Отец был в ужасе - до революции папа сопровождал почтовый вагон, и по долгу службы ему было положено оружие. Затем царская почта была закрыта, а пистолет остался у папы. Он спрятал его под крышу сарая, время было смутное... Так вот, если бы нашли оружие, отцу угрожала бы большая опасность. Тулеген быстро сообразил это и, никем не замеченный, пробрался к сараю, забрал пистолет и убежал в степь. Когда обыск закончился и представители власти ушли восвояси, так ничего и не найдя крамольного, Тулеген таинственно сообщил отцу, что знал, где лежит пистолет, и выбросил его в поле..."
Сам же Тулеген Тажибаевич указывает далее в автобиографии: "...В 1931 году по путевке Казкрайкома комсомола поступил в Академию коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской в Москве... и в 38-м поступил на работу доцентом в Казахский педагогический институт им. Абая... в 40-м меня назначили вначале заместителем наркома просвещения, затем наркомом, работал зампредом Совнаркома, министром иностранных дел, ректором Казахского университета, а с 1957 по 1961 год - в качестве советника - посланника посольства СССР в Индии...".
За этими сухими строками трудно увидеть и оценить истинную значимость того, что сделал этот удивительный человек на благо своей страны. Например, то, как в тяжелые годы Великой Отечественной войны он организовал, а затем возглавил первое в истории Казахстана внешнеполитическое ведомство. Именно он разработал первое положение о Народном комиссариате иностранных дел, его структуру и воспитал целую плеяду дипломатов.
Тажибаев стал первым среди казахов ученым-психологом, защитив в Ленинграде кандидатскую и докторскую диссертации. Он первым в республике заложил фундамент для развития психологии как науки, открыв в КазГУ отделение психологии и логики, многие из его учеников впоследствии стали известными учеными.
Тажибаев изучал этнопсихологию и этнопедагогику на основе работ крупных казахских мыслителей - Абая, Ибрая Алтынсарина. Написал несколько трудов, например, "Философские, педагогические и психологические взгляды Абая", исследовал народные традиции, обычаи воспитания детей и бережно переносил их на научную основу. Он говорил, что общепринятые в стране учебники для младших классов необходимо адаптировать к мировосприятию каждого народа в отдельности. Например, написание предложений типа "Маша с Сашей собирали в лесу грибы" маленькому первокласснику степного аула труднее будет усвоить, так как традиция собирания грибов ему просто не знакома. Но в 40-50-е годы подобные взгляды считались националистическими. Наверное, поэтому Тажибаеву так и не удалось защитить докторскую диссертацию о психологических взглядах и учениях Абая. И он написал научный труд "Об истории развития педагогики и психологии в конце XIX века в Казахстане", куда включил все-таки психологические идеи Абая, Чокана Валиханова и Алтынсарина.
Первым среди интеллигентов того времени он поднял вопрос о значении казахского языка, вполне резонно утверждая, что широкое его преподавание необходимо начинать уже с детских садов. Тажибаев пропагандировал идеи известного психолога Выготского и педагога Ушинского, которые считали (и научно доказали свои выводы), что, прежде чем начать изучение иностранного языка, ребенок должен в совершенстве знать родной язык. В противном случае у маленьких детей может начаться торможение в психическом развитии. Но это не соответствовало политике государства тех лет, когда тот же Никита Хрущев, предлагавший отменить в паспорте графу "национальность", считал, что для быстрейшего построения коммунизма всем необходимо изучать русский язык, чтобы в конце концов образовался новый единый народ - советский. По этой же причине ученый не смог создать кафедры этнической педагогики и психологии.
Прожив чуть более пятидесяти лет, Тулеген Тажибаев оставил богатое научное наследие. Как рассказал автор книги Ж.Туркпен-улы, к 100-летнему юбилею ученого в КазНУ решили издать полное собрание его сочинений:
- Вместе с ученым Жарыкбаевым мы соберем и систематизируем его научные труды и статьи. Ведь до сих пор никто точно не может сказать, сколько из них все еще хранится в архивах в нетронутом виде. Когда я учился в университете, Тулеген Тажибаевич был ректором и читал нам лекции по психологии. Затем я поступил в аспирантуру на его кафедру, и он стал моим научным руководителем. Мы с ним сдружились, да это и неудивительно - он был общительным, дружелюбным и веселым человеком. Помню, как он вспоминал детские годы - легко, светло и без тени обиды на судьбу, хотя чуть не умер от голода. Его, ребенка, в полуобморочном состоянии на улице подобрал простой русский рабочий. Маленький Тулеген быстро освоил русский язык, научился играть на гитаре, баяне, балалайке, мандолине, у него был тонкий слух и хороший голос. Приемные родители были удивлены его способностями и решили определить его в детский дом, чтобы он выучился, как они говорили, на "большого человека". Сами они не смогли бы дать ему всего того, что дало государство. В большой и дружной семье Кабановых (помимо Тулегена у них было четверо своих детей) он прожил несколько лет, и когда его определили в детский дом, в выходные дни он обязательно навещал их.
Впоследствии детскому дому города Арысь присвоили имя Тулегена Тажибаева, а во время войны пять его воспитанников стали Героями Советского Союза.
Здесь надо сказать, что Тажибаева, владевшего в совершенстве тремя языками, как перспективного, подающего большие надежды молодого ученого, оставляли работать в Ленинграде, но он отказался, сказав, что его знания нужны на родине. Как ни пафосно звучит, но двигала молодым ученым искренняя любовь к своей стране и народу. Тулеген Тажибаевич прекрасно понимал, что после репрессий 30-40-х годов интеллигенция республики понесла значительный урон, и был уверен, что и другие молодые люди, получившие образование в России, должны вернуться в Казахстан, чтобы поднимать экономику, развивать науку.
Динмухамед Ахмедович Кунаев в своих воспоминаниях назвал ученого Тажибаева выдающейся личностью. Против такого утверждения трудно возразить, памятуя о том, что, будучи ректором самого крупного в республике вуза, Тулеген Тажибаевич открыто выступил в защиту оклеветанных Ермухана Бекмаханова, Каныша Сатпаева, Мухтара Ауэзова, доказывая их честность и принципиальность. За столь дерзкое по тем временам поведение Тажибаева сняли с должности ректора, а от участи репрессированного его спасли давние и дружеские связи с Москвой, в частности с Молотовым, бывшим в то время министром иностранных дел СССР.
Как ученый, Тажибаев прекрасно понимал, что без развития фундаментальной науки невозможен прогресс. Он стремился единственный в то время в республике университет, ректором которого он был, превратить в флагман передовой научной мысли. Создал с нуля геолого-географический, биолого-почвенный факультеты. Он хотел своими силами начать готовить в университете востоковедов, психологов, философов. Незаурядный человек во многом опережал свое время. Но многим его замыслам не суждено было сбыться...
В мае 64-го Тулеген Тажибаевич попал в московскую больницу. Оттуда он написал последнее письмо своей русской сестре Клавдии, сообщил, что ему предстоит сложная операция, надеялся, что все завершится благополучно. Обещал на обратном пути из Москвы заехать к родным повидаться, просил писать ему почаще... Но судьба распорядилась иначе - 14 июня 1964 года завершился жизненный путь ученого, истинного патриота, человека высокой нравственности.