ОТДЕЛЕНИЯ АЛМА-АТИНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
АРЫССКОЕ, ЧИМКЕНТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
История железных дорог в Южном Казахстане начинается со строительства в 1901-1906 годах трансказахстанской магистрали Оренбург-Ташкент. С 1 января 1904 года на участке Оренбург— Казалинск, а с 5 января 1905 года на всем участке было открыто движение грузовых и пассажирских поездов. На южном участке от Казалинска до станции Ташкент было организовано 3-е отделение службы движения, а по станции Арысъ — участок движения. Вся линия вошла в состав Ташкентской железной дороги с управлением в г.Оренбург.
15 июля 1914 года от станции Арысь началось строительство Семиреченской железной дороги: к сентябрю следующего года линия была доведена до Чимкента, а к сентябрю 1917 года — до станции Бурное и продолжилось после гражданской войны.
Ввод Туркестано-Сибирской железной дороги в постоянную эксплуатацию в конце 1930 года резко повысило роль Арыси как узловой станции, в которой сходились две трансказахстанские магистрали. В Арыси был образован эксплуатационный район, а с 1936 года создается отделение службы эксплуатации и паровозное отделение Ташкентской железной дороги.
К станции Туркестан примкнула построенная в 1933 году узкоколейная, с 1968г. обычной колеи железнодорожная линия на Кентау протяженностью 40 км и обеспечивающая перевозки крупного Ачисайского полиметаллического комбината и промышленности города.
В 1934 году была построена ветка Чимкент-Аенгср, усилена пропускная способность всех участков. Началось активное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства в Южном Казахстане. В 1948 году было созда¬но Арысское отделение дороги, объединившее .линейные предприятия всех хозяйств. Оно вошло в 1958г. в состав вновь организованной Казахской железной дороги. Тогда же; на отделении паровозы были заменены на тепловозы.
В 1963г. Арысское и Кзыл-Ординское отделения были объединены в одно Чимкентское. В 1967 году Кзыл-Ординском отделение было восстановлено в своих границах, а Чимкентское отделение продолжало функционировать в границах прежнего Арысского отделения. В 1977 году Чимкентское отделение вошло в состав Алма-Атинской железной дороги.
Для пропуска грузового и порожнего потока из Средней Азии в обход Арысского узла в 1950 году введена в эксплуатацию линия Бадам-Шагыр протяженностью 39 км. В 1957-1963 годах построены вторые пути Тюлькубас-Бадам, в 1977 году Бадам — Арысь, в 1970-1975 годах Арысь — Ченгельды и в 1985-1990 годах двухпутные вставки на участке Арысь —Туркестан. Постоянное развитие и расширение сортировочной системы велось по станции Арысь.
Резко увеличил объем грузовой работы отделения ввод в эксплуатацию в 80-х годах Чимкентского нефтеперерабатывающего и шинного заводов.Для их обслуживания была построена соединительная линия и станция Казыгурт с той современной сортировочной системой и промывочно-пропарочпой станцией.
Важнейший этап в развитии Чимкентского отделения дорога связан с электрификацией грузонапряженных железнодорожных линий республики. В 1985-1986 годах переведен на электрическую тягу участок Арысь — Ченгельды и далее до Ташкента, в 1989г. Арысь — Кзыл Сай, в 1990г. Кзыл Сай — Тюльку бас.
Начальниками Арысского, Чимкентского отделения работали:
Байжанов Сырлыбек Досжанович— в 1958-1960 годах
Биккулов Куддус Самигулловичв 1960-1963 годах
Мухамеджанов Кабжан Мухамеджанович—в 1963-1978 годах;
Салыкбаев Ауезхан Салыкбаевичв 1979-1993 годах;
Салыкбаев Мырзахан Ауезхановичв 1993-1997 годах;
Желдибаев Нишан Желдибаевичв 1997-2007 годах
МУХАМЕДЖАНОВ КАБЖАН МУХАМЕДЖАНОВИЧ
Светлую память о себе оставил крупный организатор и высокий профессионал, один из видных и авторитетных руководителей железнодорожного транспорта - Герой Социалистического Труда Кабжан Мухамеджанович Мухамеджанов.
Родился он в семье кочевника 15 октября 1913 года в селе Шубар Аксуского района Талды-Курганской области. Степь, степь открытая всем ветрам, шелестящая травами Родина. Полузабытое лицо матери, склонившееся над маленьким Кабжаном, беззаботный смех сестренок, играющих возле юрты. Потом пришла страшная беда. Напавшая на кочевье банда Анненкова убила мать и двух сестренок Кабжана, его с братом Саке-ном отец чудом сумел спасти.
Шел 1919 год. Кабжану было тесть лет. Отца тоже расстреляли белогвардейцы и Кабжана отдали на воспитание старшему брату Сакену. Затем он попал в интернат города Лепсинска, где учился и жил до окончания семилетки.
Здесь Кабжан и услышал впервые о великой стройке, за которой наблюдает весь мир —Туркестано-Сибирской железной дороге,названной Турксибом.С окрестных сел и кочевий потянулись люди на станции Лепсы,Матай и другие. Они целыми семьями снимались с обжитых мест, брали в руки топоры и лопаты. Работы хватало всем: отсыпка железнодорожного полотна, укладка рельс, строительство жилья, клубов, больниц, школ и других объектов культурно-бытового назначения.
В те годы Кабжан уже был комсомольцем, охотно выполнял поручения райкома комсомола, и, естественно, не мог оказаться в стороне от главных событий и с 1929 года Кабжан Мухамеджанов связал свою жизнь с железной дорогой.
Когда в Алма-Ате был открыт политехникум Турксиба, в числе первых попали туда лепсинцы —Кадыр Ишанов и Мухан Хусаинов. А со вторым потоком райком комсомола направил в А\ма-Ату Кабжана Мухамеджанова. Познакомившись с сокурсниками по механическому факультету, Кабжан понял, что ему по-па стоящ ему повезло: предстояло учиться вместе с ребятами, уже имевшими опыт работы па железной дороге — Максименко, Багряп-цев, Цветов, Некрасов, Беспалов ...
Всю жизнь он с благодарностью вспоминал эти фамилии. Друзья были гораздо старше Кабжана и бескорыстно помогали младшему товарищу. Особенно трудно давался русский язык, по Кабжан упорно, шаг за шагом, постигал премудрости своей будущей профессии. Он занимался по 16-18 часов в сутки, не отрываясь от книг или слушая рассказы преподавателей, старших товарищей. И уже через полгода стал успевать не хуже других.
Первую практику проходил в Аягузе, Студентов принял начальник депо Иван Григорьевич Родионов, высокий, стройный и строгий мужчина. Он поддержал желание Кабжана поработать кочегаром паровоза.
Кочегар па локомотиве — фигура не главная, но незаменимая. Его задача — обеспечивать помощника машиниста углем из тендера, следить за буксами, выполнять другие поручения машиниста. Эта работа занимает в пути все время без остатка. Зазевайся кочегар на минуту — отлаженный ритм бригады начнет давать сбой. Первые поездки были особенно трудными. Но Каб-жану не пришлось краснеть за свою работу. Практику он завершил успешно. И с тех пор не упускал случая, отрываясь от теоретических занятий на практике проверять полученные знания. После кочегара, работал помощником машиниста. А к моменту окончания техникума в 1935 году Мухамеджанов наездил более 12 тысяч километров, что позволило ему сдать экзамен на право управления паровозом. Но поработать машинистом паровоза на станции Матай Кабжану довелось всего один год.
В 1937 году он назначается тяговым диспетчером паровозного отделения, следующие десять лет работает заместителем начальника, начальником паровозного отделения, заместителем начальника Матайского отделения по .локомотивному хозяйству.
От турксибовцев страна ждала только хороших вестей и оправдывать народную стройку надо было ударным трудом. Развернувшееся по всей стране соревнование машинистов-тяжеловесников подхватили и турксибовцы.
Кабжан Мухамеджанов гордился своими земляками — лучшими матайски-ми машинистами, известными па всю страну. Это: Мухтар Каптагаев, Шарип Койбагаров, диспетчеры Ходжикен Идрисов, Халым Идоятов, Кайыр Мукажанов и многие другие. Не только не гордился, но и организовывал их работу.
В трудные годы Великой Отечественной войны, когда штат паровозников сократился на 40 %, а грузы, особенно на запад, не ждали ни минуты, дорога жила законами военного времени и каждый железнодорожник сознавал это. Крайне недоставало опытных машинистов. В критических ситуациях самые опытные паровозники в оборотном депо не отдыхали, а возвращались при первой необходимости с оборота, иногда даже в отсутствии помощника или кочегара.
За самоотверженный труд во время войны Родина отметила Кабжана Мухамеджановича его первой наградой — медалью «За трудовую доблесть».
В 1948 году Кабжан поступил в Томский электромеханический институт. После окончания приехал работать на ст. Защита начальником локомотивного отдела, затем был назначен главным инженером, заместителем начальника Защитинского отделения дороги.
Отделение дороги тогда возглавлял Ербай Буранбаев. Они сутками не покидали аварийных участков, руководили всеми видами работ, показывая личный пример. Не задерживая ни на минуту составы, возглавляемый ими коллектив планомерно укреплял и восстанавливал путь. Вся работа была проделана просто блестяще. Работая плечом к плечу с Е.Буранбаевым, Муха-меджанов тогда многому научился и не забывал полученных уроков.
С 1959 года Кабжану Мухамеджанову пришлось самостоятельно руководить коллективами больших отделений — сначала Кзыл-Ординского, затем укрупненных двух отделений; Кзыл-Ординского и Чимкентского, где напряженность и объем работы соответствовали дороге средней протяженности, Эти коллективы стали инициаторами многих патриотических движений, каждое из которых было шагом вперед по пути повышения эффективности грузоперевозок.
Особая ответственность коллектива заключалась в обеспечении бесперебойной работы с соседней Среднеазиатской железной дорогой. Стыковая станция Ченгельды, через которую ежесуточно проходило десятки составов, стала символом дружбы и сотрудничества, ставилась в пример другим на всей сети железных дорог страны.
При Мухамеджанове на глазах преображалось Чимкентское отделение дороги. Укрепилось путевое хозяйство, внедрялись специализированные виды ремонта тепловозов и вагонов. Успешно осваивали тепловозную тягу, диспетчерскую централизацию, радиосвязь, автоматическую блокировку, появились двухпутные участки с рельсами тяжелого типа на железобетонных шпалах. Все эти и многие другие факторы обеспечили коллективу отделения дороги значительный рост выполняемой работы.
Коллективу отделения и, прежде всего, движенцам, были присущи высокая технологическая дисциплина. Будь то станционники Арыси, Чимкента, Тюлькубаса, особенно Ченгельды, будь то диспетческий аппарат отделения, все они работали четко, как хороший часовой механизм. Под стать им были работники других хозяйств: локомотивщики, вагонники, связисты, путейцы и друтие. Все это, конечно, в первую очередь было заслугой руководителя отделения Кабжана Мухамеджановича. Он своим трудолюбием, требовательностью создал в коллективе атмосферу завидной деловитости. Авторитет его был высок на дороге, в партийных советских органах.
За годы восьмой и девятой пятилеток коллектив отделения дороги за высокие производственные успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, семь раз завоевывал переходящее Знамя ЦК КПСС и Совета Министров СССР и 22 раза Переходящее Красное Знамя Министерства путей сообщения СССР и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта.
Начальник отделения дороги был не только руководителем, но еще и активным строителем. По инициативе Кабжана Мухамеджановича в Чимкенте был построен новый вокзал, впервые на Казахской железной дороге появился профилакторий, где ежедневно укрепляли свое здоровье более 100 железнодорожников. Были реконструированы: все больницы, клубы, в Чимкенте построен Дворец культуры железнодорожников, тогда один из лучших в республике.
Кудайберген Дюсенович Кобжасаров вспоминает: «Кабжан Мухамеджанов ич был одним из ярких, талантливых руководителей старшего поколения железнодорожников. Его отличала деловитость и редкая хозяйственная струнка. При каждой встрече он обязательно старался решить какой-нибудь хозяйственный вопрос: то ли строительство жилья, детских учреждений, объектов торговли, учреждений медицины и культуры и т.д. Особое внимание обращал н& улутление условий труда и быта на производственных объектах; в каждом предприятии были созданы прекрасные бытовки: душевые, гардеробные, буфеты и даже профилактории. Причем все это делал с размахом, с хорошим вкусом».
Родина высоко оценила благородный труд Кабжана Мухам еджа нов ича, присвоив ему в 1972 году звание Героя Социалистического Труда, наградив его двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть», двумя Почетными Грамотами Верховного Совета СССР, Казахской ССР и имя его занесено в Золотую Книгу Почета Казахской ССР.
В 1978 году, К. Мухамеджанов вышел па пенсию, но продолжал работать дорожным инспектором по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов Алма-Атинской железной дороги, а в 1984 году, его проводили на заслуженный отдых.
Кабжан Мухамеджанов мог по праву гордиться тем, что за годы своей работы воспитал немало отличных специалистов. Бывший дежурный по горке станции Арысь Ауезхан Салыкбаев стал Героем Социалистического труда, осмотрщик вагонов Толеген Садуахасов вырос до начальника вагонного депо. Многие воспитанники Чимкентского отделения дороги — специалисты высокого класса, пользуются заслуженным авторитетом.
Продолжает дело Кабжана целая династия Мухамеджановых, его родственники, которые трудятся на железной дороге.
Сын Азамат учится на последнем курсе в академии транспорта и коммуникаций на факультете «Автоматика, телемеханика и связь», супруга Айме-най Жумашевна на заслуженном отдыхе, но продолжает работать там же, па кафедре физики и математики.Дети его родного брата Сакена — тоже железнодорожники. Например, Канат Мухамоджапов работает в ЗАО «НК «Казахстан темір жолы» директором департамента по безопасности движения поездов, Серик —заместителем начальника по эксплуатации локомотивного депо _Алматы, Кульжан — главным специалистом Алматинского регионального отдела по разработке и внедрению нормативов по труду. Старший племянник Абитай Жунусоеков — работал машинистом тепловоза на ст. Матай, где его проводили на заслуженный отдых. Его дети Талап и Ермск также работают машинистами тепловоза. Внуки Жетыс, Байжигит, Бауыржан, Талгат, Алия—тоже выпускники Казахской академии транспорта и коммуникаций, трудятся на железной дороге.
Старшая дочь Кабжана Мухамеджановича Генриетта живет в Москве и работает в ЦНИИ пути главным специалистом, воспитывает двух сыновей. Младшая дочь Элеонора после окончания Алматинской консерватории преподает в железнодорожной школе курс фортепиано, воспитывает двух дочерей.
Прошло 19 лег, как Кабжан Мухамеджанович ушел из жизни, однако, все его помнят, как очень скромного, трудолюбивого, бескорыстного, энергичного и просто хорошего человека.
В Центральном музее железнодорожного транспорта Республики Казахстан находится форменный китель со всеми наградами Кабжана Мухамеджановича, есть уникальные экспонаты и фотографии, каких не найдешь даже в республиканском краеведческом музее.
Таков жизненный путь Кабжана Мухамеджанова — крупного организатора и высокого профессионала, одного из видных руководителей железнодорожного транспорта.