Арысь-ворота Средней Азии

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Арысь-ворота Средней Азии » Арысь (пишем обо всем, что связано с городом) » Арысь (пишем обо всем, что связано с городом)


Арысь (пишем обо всем, что связано с городом)

Сообщений 1 страница 30 из 278

1

Для небольшого города Арыси автомобильные пробки стали привычным явлением. Создают их... поезда, то и дело с грохотом проносящиеся через город. Сто лет назад, когда степь прорезала первая железнодорожная ветка, никому и в голову не могло прийти, что люди станут заложниками рельсов, проложенных собственными руками.

Попасть из одной части Арыси в другую — проблема из проблем. Уже на въезде в город стоит шлагбаум, перекрывающий проезд, чтобы пропустить поезда, следующие из Москвы в Алматы и обратно. Двадцать две пары пассажирских составов проносятся через город за сутки. Не редкость, когда вслед за пассажирским поездом следует грузовой, бывает и несколько. С обеих сторон шлагбаума образуется автомобильная очередь. Кто-то костерит железнодорожников, то и дело повышающих плату за проезд в поездах, а за сто лет так и не удосужившихся построить путепровод, кто-то норовит проскочить на запрещающий сигнал светофора, рискуя попасть под состав. Дорога эта не просто ведет из Шымкента в Арысь. Она связывает регион с Шардаринским и Мактааральским районами. Когда проезд в Мактааральский район по узбекской бетонке запретили, а мост через Сырдарью, связывающий Сарыагашский и Мактааральский районы, еще не построили, это был единственный способ попасть через Шардару в Жетысай и весь хлопкосеющий регион. По этой дороге едут фуры, груженные сырцом и волокном, песком и гравием из карьера, расположенного неподалеку от Арыси. Весь этот груженый транспортный поток следует аккурат через центр города, разрушая асфальтовое покрытие и оставляя горожанам выхлопные газы.Одиннадцать километров дороги областного значения пролегают через город. На пути следования водителей подстерегает еще одна ловушка — и тоже железнодорожного происхождения. Проследовать в сторону Шардары, да и просто в другой микрорайон города, невозможно, не проехав через тоннель по улице Унтаева. Собственно, эту техническую конструкцию тоннелем прозвали в народе. На самом деле ее назначение совсем иное. Она является искусственным сооружением для пропуска дождевых и паводковых вод. Стекая с окрестных холмов в низину, вода через Кабулсайский овраг направляется в Сырдарью. В 1904 году, когда в Арыси начали строить железную дорогу и вокзал, особой необходимости проезда через тоннель длиной в семьдесят метров не было. Со временем, когда город превратился в крупный железнодорожный узел, его приспособили для движения машин, проложив трассу областного значения. Другого маршрута для движения сегодня попросту нет. Вот и пытаются проехать через проем три с половиной на три с половиной метра и легковые автомобили, и негабаритные большегрузы.
— Зимой и весной здесь настоящее бедствие, — рассказывает Бесеубай Нарбеков, начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Арысского горакимата. — Уровень воды в тоннеле поднимается до сорока сантиметров, под низом лед. Мы уже своими силами пробовали сточный лоток установить, но он не всегда в состоянии справится с потоком воды. Наводнения и гололед образуют пробки на пути движения. В тоннеле ведь двум машинам не разминуться. Заторы собирают по триста машин. Ругань стоит, кому ехать первому, порой до рукоприкладства доходит. Местные сотрудники дорожной полиции посчитали, что в сутки в обоих направлениях проезжает до четырех тысяч автомобилей. Понятное дело, никому особо не хочется терять день в ожидании проезда. Случается, чтобы расчистить дорогу, мы просим помощи в воинской части. Как-то даже БТР приезжал, одним экскаватором не смогли пробить проезд.
Железнодорожные пути разрезают город на четыре части. Так что в этой же очереди вынуждены стоять и службы экстренного реагирования — пожарные, скорая помощь, полицейские. Местные органы власти пытались было ограничить движение через тоннель большегрузов, устанавливая габариты, железобетонные ограничения. Водителей фур заставляют ехать в объезд по бездорожью, делая крюк в двенадцать километров. Удлинить время в пути дальнобойщики согласны, но требуют проложить хотя бы гравийную дорогу. Неудивительно, что больше суток оградительные конструкции в тоннеле не держатся. Ночью их разрушают, открывая путь. Недавно тоннель обследовали представители государственной архитектурно-строительной комиссии, они готовят предписание о запрете проезда над тоннелем. Дело в том, что верхняя балка конструкции разрушена, защитного слоя бетона над тоннелем нет, несущая арматура оголилась и подвержена коррозии. Дальнейший проезд поездов на этом участке становится небезопасным. Нужно принимать куда более основательные меры, нежели простой косметический ремонт. Все это хозяйство может рухнуть на проезжающие мимо автомобили и проходящих через тоннель людей. Но все-таки пока этот проем ведет прием автомашин. И предохраняет весь город от ступора.
— Так или иначе, но все эти проблемы, связанные с передвижением по Арыси, городу создала железная дорога, — считает аким Арыси Серик Таукебаев. — Мы полагаем, что справедливо будет, если РГП «Казакстан темiр жолы» поможет их решить. Тем более что город наш считается узловой станцией и семьдесят процентов жителей работают на это ведомство. Выходом из создавшейся ситуации стало бы возведение путепровода при въезде в город и над тоннелем. Специалисты уже даже эскизы разработали и просчитали примерную стоимость. Строительство обойдется в общей сложности в 450 миллионов тенге. Для железной дороги это не такая уж и большая сумма. Совершенно очевидно, что ни бюджету Южно-Казахстанской области, ни тем более Арыси такое строительство не потянуть. Все, что в силах сделать местная власть, — это профинансировать из городской казны разработку проектно-сметной документации на возведение объездной дороги. Мириться с тем, что столь интенсивный поток транспорта проходит через центр, дальше невозможно. Если строительство путепроводов и объездной дороги будет вестись параллельно, то жители Арыси вздохнут облегченно, уверовав в то, что их безопасность и здоровье небезразличны работодателю и государству.

0

2

г.Арысь

В состав Арысского городского акимата входит г.Арыс и шесть сельских округов. Сельские округа: Акдала, Байыркум, Дермене, Задария, Жидели и Монтайтас.

В настоящее время в районе проживает 64,7 тыс. человек, в том числе в г.Арыс проживает около 37,6 тыс. человек.

Местный исполнительный орган - акимат города Арыс. При акимате города Арыс осуществляют свою деятельность 13 самостоятельные исполнительные органы.

 

Хронологическая последовательность становления города Арыс:

- 1900 год - начато строительство железной дороги; 

- 1904 год - строительство станции Арыс;

- 17 января 1928 года был огранизован Арысский район;

- 11 марта 1932 года поселению Арыс присвоен статус рабочего поселка;

- 31 июля 1956 году район Арыс стал городом районного подчинения;

- Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 10 декабдя 1965 года город Арыс Бугунского района Чимкентской области отнесен к категории городов областного подчинения;

- Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 25 июля 1988 года Арысский городской и Бугунский районный Совет народных депутатаов Чимкентской области объединен в один Арысский городской Совет народных депутатов;

- Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 13 ноября 1989 года в составе Чимкентской области образован Бугунский район с передачей в состав Арысского района Монтайтасского сельского Совета и Тахиркульского сельского Совета Чардаринского района, не отменив ранее принятые Указы об образовании города Арыс;

- в 1992 году город Арыс с сельскими округами стал называться Арысской городской администарцией, а руководитель города Акимом города.

Город Арыс является центром Арысской горадминистрации и находится на северо-западе от областного центра Южно-Казахстанской области г.Шымкент, удален от него на расстояние 79 км по железной дороге и более 100 км - по автодороге. История Арысского края связана с историей реки Сырдарии. Город расположен на левобережной террасе долины реки Арыс, правого притока реки Сырдарии. Берега реки Сырдарии богата пастбищами для скота.

Город связан с близлежащими населенными пунктами, в основном, автомобильными дорогами, а с областным центром и г.Туркестан дополнительно и железнодорожными линиями.

Через город проходит участок магистральной железнодорожной линии Оренбург-Ташкент, с расположенной на нем ст.Арыс. К этой линии в районе станции примыкает железнодорожная магистраль Арыс-Шымкент-Алматы.

Город является крупным железнодорожным узлом и имеет три выхода: на Москву, Алматы и Ташкент.

Территория, прилегающая к городу, обладает природными ресурсами и в первую очередь сырьем для производства строительных материалов.

Местоположение города вблизи р.Арыс с тугайными зарослями и горными ландшафтом создает условия для организации отдыха.

Городской акимат города Арыс на территории города осуществляет исполнительную власть, согласно определенным функциональным полномочиям на основании Закона "О местном государственном управлении Республики Казахстан", Указы Президента Республики Казахстан о местном государственном управлении, и иные нормативно-правовые акты.

0

3

г.Арысь

Индустриально-экономический профиль   
25.09.2007 г. 
Основу экономики города составляет сельское хозяйства с преимущественным развитием растениеводства.

В растениеводстве преобладают посевы зерновых культур и хлопчатника. В животноводческой деятельности хозяйства специализируются на овцеводстве и выращивании крупного рогатого скота.

По производству сельскохозяйственной продукцией занимается; производственные кооперативы - 74, ТОО - 160, ГККП - 1, крестьянские хозяйства - 1120.

На сегоднящний день в городе действует 4 племенных хозяйств.

Разведением племенного овцеводства занимаются ГКП "Акдала", ПК "Жеті Қазына", ПК "Байыркум-К", ТОО "АСАР-ЛТД-К" занимается разведением крупного рогатого скота.

Общая площадь земли составляет 634095 га, в том числе орошаемые земли 15721 га. Посевная площадь 18451 га, в том числе орошаемые земли 8494 га. Сенокосные земли 6893 га, пастбищные земли 554905 га.

На отчетный период 2007 года продукция сельского хозяйства составило 1531,8 млн. тенге, в том числе по животноводству 866,3 млн. тенге, а по посевному хозяйству 665,5 тенге.

Выпущена продукция промышленности на сумму 1235,3 млн. тенге, по сравнению с 2006 годом составляет 144%.

На территории города размещаются предприятия десяти отраслей промышленности.

По классификатору размерности крупное предприятие с численностью занятых более 250 человек, это ТОО "Коныр Ат". К средним предприятиям можно отнести хлопковый завод, ТОО "ВЧД-Арыс", ТОО "Арыс шпал завод" и филиал ЗАО "Казарсенал", остальные по размерности являются малыми предприятиями.

Развитие отрасли в городе началось в 1957 году с возникновения шпалопропиточного завода. В 1998 году завод преобразован в ТОО "Арыс шпал завод" с частной формой собственности. Предприятие занимается пропиткой древесины, в основном, шпал, получает заказы преимущественно на тендерной основе.

В настоящее время ведутся переговоры по внедрению на заводе системы качества - ИСО-9000.

Полиграфической деятельностью в городе занимается ТОО Редакция газеты "Арыс акикаты", выпускающее газеты тиражом 4000 тыс экземпляров в год.

Отрасль в городе представлена совместно с Казахско-Хорватской компанией предприятием  ТОО "Кемиплас КЗ". Предприятие занимается изготовлением ПЭТ - пресформ. Предприятие было открыто в 2005 году, частной формой собственности. Завод изготавливает разные пластмассовые изделия. Мощность производства - в день изготавливает 100 тыс штук пластмассовых изделии.

В 7 км юго-восточнее от г.Арыс разведано Арысское - 3 месторождение песка. Породы изучены, опробированы на пригодность производства силикатного кирпича. Месторождение распологает значительными запасами песка, позволяющими производить строительные материалы.

В настоящее время владельцем месторождения является ТОО "Алтын Кум". Предприятие было открытие 1991 году, занимается переработкой природного песка для строительной работы. Мощность производства составляет в час 20 тыс куб метр. Общая площадь производства - 800 тыс кв. метр.

В городе функционирует филиал ЗАО "Казарсенал" по вторичной переработке боеприпасов и их утилизации. При филиале работает цех по переплавке металла боеприпасов.

Отрасль производство транспортных средств и оборудования представлена двумя предприятиями: ТОО "Коныр Ат" и ТОО "ВЧД-Арыс".

ТОО "Коныр Ат" является самым крупным предприятием города. Предприятие возникло в 1904 году как мастерская по ремонту паровозов, в 1936 году преобразовано в локомотивное депо. С 2004 года стало ТОО "Коныр Ат" с частной формой собственности.

Основной вид деятельности предприятия - ремонт электровозов. В настоящее время ведутся переговоры и изготавливаются документы по внедрению на заводе системы качества - ИСО-9000.

Вторым по значимости предприятием отрасли является ТОО "ВЧД-Арыс". Предприятие возникло в 1904 году как мастерская по ремонту вагонов. В 1954 году мастерская была преобразована в вагонное депо, а с 2002 года числится под названием ТОО "ВЧД-Арыс" с частной формой собственности. Предприятие занимается ремонтом грузовых вагонов. Мощность производства - в год ремонтируют 1400 грузовых вагонов, предлагаемое производство 1517 вагонов.

Одним из основных индикаторов успешного формирования экономики становится малый и средний бизнес.

На отчетный период в городе зарегистрирована 2186 субъекты предпринимательства. Из них действующие 2045, в сфере малого бизнеса заняты 7119 человек.

В целях улучшения качестве социальной сфере по городу определены планы и работы.

В городе действуют 38 общеобразовательных школ, 1 Арысский железнодорожный колледж, 1 профессионально-техническая школа №17.

Арысский железнодорожный колледж, частной формы собственности. Колледж готовит специалистов для железнодорожного транспорта.

Профессионально-техническая школа готовит специалистов широкого профиля.

В данное время в сельском округе Акдала идет строительство новой школы им. С.Ерубаева на 800 мест. Планируется сдача объекта в 2008 году.

Транспортная инфраструктура города представлена железнодорожным и автомобильным транспортом.

В городе на ремонт автомобильных дорог, на постройку объездной дороги разработаны и утверждены планы, работы.

В связи с обеспечением безопасности на дорогах населения в 2008 году планируется строительство 11 километровой автодороги по северному направлению в объезд города, данная автодорога проходит по территории Мактааральского, Чардаринского, Арысского и Ордабисинского районов и обеспечивает транспортные сообщение с Республикой Узбекистан.

В данный момент в городе идет строительство новой площади и реконструкция городского дома культуры. Идет строительство автодорог главных улицах города, а также на главных улицах установлены освещения.

Здравоохранение города представлено районным медицинским объединением, ПК "Торабтык аурухана", ГУ "Противотуберкулезный диспансер", ГККП "Кожвендиспансер", лечебным центром "Тайма-Т" и другие.

Объекты здравоохранения обслуживают потребности города.

На территории города в настоящее время функционирует ТОО санаторий "Арыс", частной формой собственности. Санаторий построен в 1987 году, рассчитан на 200 мест. Основное назначение санатория - это лечение термальной водой и грязями.

Историческим ядром города является привокзальный район, представляя пример градостроительной культуры начала 20 века. Постройки 1902-1905 г.г. почти все сохранились - вокзал, водонапорная башня, служебные и жилые помещения, больница, музей и др. Архитектурно-художественное решение фасадов в русле "кирпичного стиля".

В период строительства железной дороги Оренбург-Ташкент в 1905 году было возведено здание библиотеки.

В районе привокзальной площади, в здании, которое является историческим значимым сооружением города, находится музей города Арыс.

Монументально-пространственным акцентом центра города является памятник ученому, просветителю востока Аль-Фараби, расположенный на одноименной улице на новой площади.

Перед зданием дома культуры украшает бюст исторической личности Казахстана - Ергобек.

Идет строительная работа новой аллее 3000 летие, на этой аллее установлен монумент «Мунлык-Зарлык», высота монумента составляет 8,6 м.

Особое внимание в планировке пространства города занимает размещение памятников-мемориалов, посвященных историческим датам.

Расположен сквер участникам Великой Отечественной войне, обелиск "Касирет" в память погибшим в годы репрессии, обелиск в память воинам участникам в Афганской войне, в аллее "Батырлар аланы" установлены бюсты в память  Героям Социалистического Труда и Великой Отечественной войны, мемориальный комплекс история детского дома Т.Тажибаева, памятник великому писателю, поэту и просветителю казахского народа Абаю Кунанбаеву.

0

4

Исторические этапы развития города Арысь   
25.09.2007 г. 

История возникновения города Арыс своими корнями уходит вглубь древности.

В пойме р. Арыс в ІV-ІІІ веках до нашей эры расселялись племена огуз, кыпшак, канлы, дулат, найман, конырат и другие, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Эти племена занимались растениеводством, выращивая зерновые культуры, и животноводством.

В регионе расположено более 3000 курганов, что свидетельствует о богатой истории этого края.

В І-VІІІ веках нашей эры в данной местности возникли города и городища, которые в период междусобных войн и набегов врагов разрушались и восстанавливались вновь. Остатки их в настоящее время археологами рассматриваются как памятники истории и архитектуры.

На протяжении длительного периода население казахской степи страдало от набегов джунгар. В связи с этим представитель казахского народа Абылай-хан был вынужден обратиться за помощью к русскому царю.  В конце ХVІІІ века в казахских степях стали появляться подданные царской России с целью оказания помощи для защиты от набегов джунгар. Это послужило толчком в налаживании экономических, торговых связей данного региона с Россией, а в дальнейшем - и причиной строительства железной дороги.

В начале прошлого века (1900 г.) было начато строительство железнодорожной ветки Оренбург-Ташкент, а в 1904 году построена станция Арыс.

Появление железнодорожной станции и поселка при ней определило новое направление в развитии поселения в сторону железной дороги.

После революции на территории Южного Казахстана продолжали существовать уезды. Одним из таких был Чимкентский уезд, в котором и находилось Арысское поселение.

На базе этого населения и близлежащих аулов 17 января 1928 года был организован Арысский район.

0

5

WEB-сайт Южно-Казахстанской области
http://www.uko.kz/index.php

0

6

будем писать только об Арыси.

0

7

Арысь давно превратилась в транзитный участок дороги областного значения, идущей на юг - в Чардаринский и Мактааральский районы. Одиннадцать ее километров проходят через город. Огромный поток легковых и большегрузных автомобилей вынужден, как и местный транспорт, использовать тоннель под насыпью – другого пути нет. В итоге здесь регулярно выстраиваются громадные очереди. В сутки в двух направлениях проходит до четырех тысяч машин. Особенно сложно приходится зимой и весной, потому что там может проехать только один автомобиль. В такой толчее у водителей не выдерживают нервы, случается, дело доходит до перебранок и рукопашных схваток. На 12-километровый объезд по степи отваживаются самые смелые. И это еще не все. Появились проблемы в верхней части проема, стала разрушаться несущая балка, оголилась арматура. Другими словами, тоннель требует срочного ремонта. Это подтвердила и специальная комиссия областного управления государственного архитектурно-строительного контроля, обследовавшая объект и вынесшая заключение: опасен для эксплуатации. Вот с такой головной болью пришлось столкнуться новому акиму Арыси Серику Таукебаеву. - Нас поддержал аким области, из областного бюджета выделены средства на технико-экономическое обоснование путепровода и 3,5 млн. – на проектно-сметную документацию. А вот сам объект, приблизительная стоимость которого 450 млн. тенге, ни областной, ни тем более городской бюджет не потянет, - говорит он. – Единственный выход – помощь такой мощной национальной компании, как РГП Казакстан Темыр Жолы». Во-первых, железная дорога – ее собственность, во-вторых, две трети населения Арыси профессионально связаны с ней. У нас немало семейных династий железнодорожников из числа тех, кто в годы Великой Отечественной войны давал зеленый свет составам, доставлявшим фронту танки, боеприпасы, продовольствие. Теперь их дети и внуки продолжают верой и правдой служить на железной дороге. Арысь по-прежнему, как и сто лет назад, остается воротами в Центральную Азию. Город с таким статусом сегодня просит помощи.

0

8

Столетняя жажда
1,2% населения Арыси обеспечено водопроводной водой. Но это вовсе не значит, что в их жилища поступает качественная влага. Мутная на цвет и с примесью хлопьев, со специфическим привкусом, который чувствуется даже в чае, вода не соответствует требованиям СанПиНа по органолептическим показателям. Вопрос обеспечения водой жителей Арыси, как и сто лет назад, когда город только зарождался, носит весьма актуальный характер.
Больше половины граждан пьют воду из открытого источника. В некоторых аулах, например в Темиржолшы, нет даже колодцев. Воду берут из арыков и каналов. И для хозяйственных нужд, и для питья, и для приготовления пищи. Далеко не всегда ее отстаивают и кипятят, как к тому призывают санитарные врачи. Сколько бы не повторяли ребенку, что пить из реки опасно, все равно, мучимый жаждой, он зачерпнет воду ладошкой из водоема. Если учесть, что этот регион включен в зону экологически предкризисного состояния из-за близости к Аралу, то несложно себе представить, как отражается на здоровье и общем самочувствии населения недостаток хорошей воды.
Воды в Арыси и сельской зоне по химическому составу гидрокарбонатно-сульфатные, кальциевые с минерализацией до 1,0-1, 2 грамма на кубический дециметр. Очистка их требует основательной фильтрации. Чтобы это понять, нет необходимости обладать специальными знаниями. Достаточно посмотреть, какая накипь образуется в чайнике. Так было сто лет назад, то же и сейчас. С тех пор как полупустынная зона превратилась в крупный железнодорожный узел, для значительной части из более чем 62 тысяч населения Арыси, ситуация с водообеспечением так и не изменилась.

0

9

Что такое Коксарай?
Судьба Коксарайского контррегулятора решена - ему быть. Однако что из себя представляет будущее сооружение представляют далеко не все.
Споры вокруг строительства Коксарая велись несколько лет. В 2005 году проект был вроде бы окончательно заморожен, причем никаких объяснений такому решению официальные круги не давали.
И вот в 2008 году Президент однозначно распорядился - Коксараю быть.
Его строительство должно начаться уже в третьем квартале этого года, и правительство выделило 1 млрд. тенге на завершение проектно-сметной документации, а также дало месяц на всевозможные согласования всех заинтересованных сторон.
В целом, предполагается реализовывать проект 2001 года. Как сообщил председатель комитета по водным ресурсам Анатолий Рябцев, технико-экономическое обоснование, выполненное тогда, отвечает всем техническим и эксплуатационным требованиям. Принципиально менять его нет необходимости - считает главный водник страны.
Единственный недостаток: вся сметная стоимость выполнена в расценках 2001 года (тогда проект оценивался в 220 млн. долларов). Поэтому теперь стоимость придется уточнять. В разработке также и формы и условия строительства Коксарая.
Однако как бы то ни было, рентабельность контррегулятора обещает превысить все капиталовложения. Особенно, если учесть миллионы и миллиарды, ежегодно выделяемые на устранения последствий зимних потопов и летней засухи.
Только в этом году в Южно-Казахстанской области на укрепление плотин и дамб по руслу реки Сырдарьи было израсходовано 500 млн. тенге.
Еще раз отметим, что катастрофическое паводковое наводнение в Южном Казахстане в феврале этого года, принесшее ущерб в 17 млрд. тенге, по сути, не имело никакого отношения к Шардара-Сырдарьинскому гидробассейну, решать проблемы которого и предназначен Коксарай.
От подобных паводковых наводнений (которые, кстати, чрезвычайно редки -здесь их вообще не припомнят), обезопаситься можно лишь тем, что строить более крепкие дома, сооружать гидросбросные каналы и арыки вокруг поселков и т.п. В общем, устранять эту потенциальную опасность локальными, тактическими методами.
И все же, что такое Коксарай?
Контррегулятор будет сделан в Арысском районе, в долине реки Сырдарьи между Шардаринским водохранилищем и местом впадения сырдарьинского притока - реки Арысь. Здесь расположена естественная низменность. Однако проект предполагает возведение примерно 20 км дамбы, за счет которой образуется рукотворное озеро объем порядка 3 млрд. кубометров.
В зимний период контррегулятор планируется заполнять с помощью насосных станций, летом - опорожнять практически до нуля путем естественного стока.
Главная цель Коксарая - создать на Сырдарье своего рода запасной резервуар для хранения избытков воды. Ведь зимой, в период половодья, Казахстану приходиться буквально упрашивать соседей из Узбекистана сбросить в Арнасайскую низменность (расположенную на территории РУ) до 3 млрд. кубов воды. Но даже после этого южные регионы Казахстана оказываются под угрозой наводнения.
Строительство Коксарая позволяет устранить целый ряд проблем.
Во-первых, значительно увеличить пропуски воды через Сырдарью в зимний период, без угрозы наводнения. Благодаря этому появляется возможность увеличивать мощности выработки электроэнергии на Шардаринской ГЭС.
До этого здесь традиционно вынуждены были сокращать выработку электричества с декабря по февраль в связи с ограничениями попусков воды.
Во-вторых, в Южном Казахстане появляются собственные запасы поливной воды, острейший дефицит которой в 2008 году ощущается уже с апреля. Имеются мнения, что Коксарай сыграет положительную роль и в деле спасении Арала, однако эта тема не является приоритетом данного проекта.
Не исключено также и промысловое использование Коксарайского контррегулятора - озеро можно зарыбить. Хотя в этом случае проект должен предусматривать возможность сохранения водного минимума в озере во время летнего периода (напомним, первоначальный проект предполагает максимальное использование воды в летнее время до полного осушения Коксарая).
Естественно, проект должен отвечать всем необходимым экспертизам, в том числе экологической.
Кстати, противники проекта среди главных негативов указывают наличие могильников и вредных техногенных захоронений на территории будущего озера. Однако эту проблему можно решить техническим путем, хотя и потребуются дополнительные средства.
Отметим, что наиболее ярыми противниками Коксарайского контррегулятора оказались представители Кзылординской области. Здесь, как известно даже депутаты выступили с обращением к Президенту, а представители акима Кзылординской области опубликовали в СМИ ряд критических материалов о проекте Коксарая.
Между прочим, депутаты Южно-Казахстанской области и акимат ЮКО проявили единодушную поддержку проекта (во всяком случае, противники до сих пор не обозначились).

0

10

На углу улиц Майлы Кожа (Ташкентская)  и Калдаякова (Ленинградская) произошло вот такое ЧП.
В направлении первой Арыси на большой скорости по улице Майлы Кожа ехал автомобиль БМВ. Сбив мальчика на велосипеде (доставлен в больницу) врезался в жилой частный дом. В дом Владлена Николаевича.
Саму машину не успели сфоткать
http://i012.radikal.ru/0805/1b/cc60ffe680c8.jpg

+1

11

Архив новостей газеты "Южный Казахстан"

Серьезная работа предстоит по озеленению «ворот  Средней  Азии », автодороги, ведущей в Арысь, и сельских населенных пунктов. Заключена договоренность с Арысским ГУ по охране лесов и животного мира на посадку шести тысяч саженцев карагача вдоль трассы, еще один договор намерены подписать с фирмой на поставку трех с половиной тысяч декоративных деревьев для Арыси. Эти организации не только посадят их, но и будут ухаживать за ними, оплачивать работу по числу принявшихся растений. Такому хозяйскому подходу у арысцев могут поучиться другие районы.

А на самом деле как?

0

12

про цифры о которых ты пишешь ничего не скажу(не владею такой инфой). А вот фото где на субботнике жители города занимаются посадкой деревьев, уже выкладывал на форум. в теме "Фотографии города"
http://i009.radikal.ru/0804/cc/676610d33cf3.jpg
http://i049.radikal.ru/0804/25/41f3953c80ed.jpg

0

13

Ну как всегда, дурят простой народ, дабы оправдать растрату городского бюджета!!! :angry:

0

14

Мне помнится за переездом Дендропарк хотели организовать, видимость создали, посадили саженцы, деньги в карман положили и на этом всё. Теперь на этом месте организовали продажу с аукциона участки под застройку домов, комуникацию тянут, опять деньги в землю закапывают или карман набивают.

Отредактировано Виктор (2008-05-18 21:51:54)

0

15

Средняя школа №8 имени В.М.Комарова с 19 по 21 мая выезжала, как и все другие школы города на военно-полевые сборы. Выпускники, одиннадцатиклассники состязались в военном деле.
В этом году, как и всегда школа им. В.М. Комарова на этих сборах заняла первое место.
УРА!!!
:flag:

0

16

http://i002.radikal.ru/0805/45/5f1a49582a3d.gif

http://i019.radikal.ru/0805/d0/cfdc9fe114cd.gif

0

17

В Арысь по капельке

Вырастить помидоры в Арысской степи. Агрофирма «Жана Акдала» совместно с государственной компанией АО «Продовольственная контрактная корпорация» намерены при помощи технологии капельного орошения превратить 8 000 га степи в высокоурожайные плодоовощные поля и собрать по 100 тонн томатов с гектара.
Министр сельского хозяйства РК ознакомился с внедрением капельного орошения в ЮКО
Свою работу Ахылбек Куришбаев начал с Арысского района. Здесь реализуется крупный проект по внедрению капельного орошения. РГП «Жана Акдала» совместно с государственной компанией АО «Продовольственная контрактная корпорация» намерены при помощи этой технологии превратить 8 000 га степи в высокоурожайные плодоовощные поля.
В этом году будет освоено 150 га. Сейчас уже прокладываются трубы, монтируется оборудование, готовится земля. В теплицах выращено 11 млн. саженцев томата, после 20 апреля их высадят в открытый грунт. «Мы сажаем американский сорт с высоким содержанием сухого вещества. Ожидаем получить с гектара по 100 тонн плодов», - говорит заместитель директора агрофирмы «Жана Акдала» Орынбек Куандыков.
Проект рассчитан на 4 года. Объем необходимых инвестиций – 2 млрд. 687 млн. тенге. «Инвестиции привлекает Подкорпорация, чтобы стимулировать внедрение капельного орошения. Это для нас новое дело.
Освоение Арысской степи – один из важных элементов развития плодоовощного кластера. Только на 150 га в этом году вырастет около 12 тыс. тонн томатов. На следующий год площадь поля увеличится еще на 500 га, и к 2012 году здесь будут выращивать самые разные овощи и ягоды. Часть продукции будут перерабатывать на месте. Для этого в ближайшее время построят завод. Остальной урожай отправится в хранилища транспортно-логистического центра. «На железнодорожной станции Арысь мы уже выделили землю под его строительство. Оттуда зелень будут отправлять в северные регионы, в Астану. Будем обеспечивать народ овощами».

0

18

Уникальное территориальное положение Южного Казахстана между отрогами Тянь-Шаня и пустыней Кызылкум позволяет в течении одного дня попасть из заснеженных гор в раскалённые пески. Отсюда и наличие в одной области сразу нескольких природно-климатических зон: высокогорная, степная, пустынная и полупустынная со всем присущим им разнообразием видов животных и растений. Не раз удавалось вкусить острых ощущений, промёрзнув после ночёвки где-нибудь в Сайрамсу и поехав с гор купаться-отогреваться куда-нибудь на Арысь в сорокаградусную жару. Или, наловив раков в знойной степи на Бугуни, готовить их после в горном ущелье Бургулюк. Температура воды в наполняемом талыми ледниковыми водами озере в Сайрамском едва достигает 8 градусов С, а внизу, в Боролдае - + 27... Арчовые леса с берёзовыми рощами вдоль горной речки  и сырдарьинский тугайный лес... И все крупнейшие пещеры Казахстана находятся в нашей области!

"Пеpвое место сpеди казахстанских пещеp занимает пpопасть Улучуpская (-250 м пpи пpотяженности 1500 м), pасположенная на одноименном плато под Чимкентом, на хpебте Каpжантау.

Втоpое место по глубине пpинадлежит пещеpе Весенняя на плато Боpолдайтау: -200 пpи пpотяженности 300 метpов, а по пpотяженности - пещеpе Сысунгенская (-130 х 560 метpов), pасположенной по-соседству с Улучуpской.

Hа тpетьем месте по глубине - шахта Ленинская на Боpолдае (-180 пpи пpотяженности 196 м)."

0

19

http://i041.radikal.ru/0805/d6/3f2808bd7f21.jpg

Население 36 958 чел.
Дата основания - 1928 г.,
Площадь - 6,3 тыс. кв. км.
Население (с прилегающей территорией) 61,4 тыс. чел., городское - 57,8%, сельское - 42,2% Национальный состав: казахи 92,4%,русские 5% и др.
Расстояние до областного центра - г.Шымкента 60 км.
Город Арыс с сельской зоной – город областного подчинения, крупнейшая узловая станция, с тремя направлениями, связывающая Европейскую часть России и Сибири со Средней Азией и Казахстаном. Расположен в 60-ти км. к западу от города Шымкента, в 3-х км. от левого берега реки Арыс – притока Сырдарьи. Основан в 1900 году как железнодорожная станция во время строительства железнодорожной линии Оренбург-Ташкент, в 1956 году получил статус города, здесь расположены промышленные предприятия, связанные с обслуживанием железной дороги, мелкие предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья;
3 дошкольных учреждения, 34 общеобразовательные школы, детский дом имени первого дипломата Казахстана Т.Тажибаева, профессионально-техническая школа, железнодорожный колледж, музыкальный и спортивные школы, школа бокса, дом культуры, библиотеки и др.
Город живет преимущественно интересами железнодорожного хозяйства. На РГП «Казахстан Темир Жолы» станцию Арыс называют «фабрикой маршрутов». Это означает, что отсюда в массовом порядке выпускают рейсы поездов, которые следуют до пунктов назначения без дополнительного переформирования в пути. Лишь один из каждых десяти вагонов проходит станцию транзитом, без переработки, остальные в обязательном порядке подбираются и распределяются по нужным направления. Образно говоря, Арыс является главным диспетчером всей магистрали и называется «Воротами с Среднюю Азию».
Арыс – это не только станция, здесь действуют больницы, диспансера, поликлиника, родильный дом. На территории города функционируют государственно-казенные предприятия, крестьянские хозяйства, производственные кооперативы и др. Город является многоотраслевым регионом, производит различные виды сельскохозяйственной продукции.
Территория города составляет 5,6 тысяч кв. км., имеются 6 сельских округов (Акдала, Дермене, Жидели, Байыркум, Задарья, Монтайтас) с населенными пунктами. Население составляет 62174 человек, из них 35705 проживает в городе и 26436 в сельской зоне. Национальный состав населения: казахи – 56669, русские – 2975, татары – 559, украинцы – 96, немцев – 14 и 1861 представителей других национальностей.
Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 564.4 тысяч га, из них пашня 21.2 тысяч га, в том числе орошаемая 10.9 тысяч га, пастбище 498.6 тысяч га. Богарное земледелие здесь служит главным образом для удовлетворения нужд животноводства в зернофураже и грубых кормах. Основное направление деятельности хозяйствующих субъектов -скотоводство и каракульское овцеводство, производство овощей, бахчевых, хлопка-сырца,. Разведением племенных каракульских овец занимаются два республиканских государственных предприятий НАЦАИ - "им Кулжабаева" и "Акдала".
http://i028.radikal.ru/0805/e8/3ffaf1cae9a6.jpg

0

20

В 1981 и 1983 году приезжала в Арысь сборная СССР по футболу(ветераны). Играли естественно на стадионе "Локомотив."

В 1981 году сборная города Арысь проиграла со счётом 0:1
http://i042.radikal.ru/0805/84/627d4868f3a3.jpg
В 1983 году сборная города Арысь проиграла со счётом  0:7
http://i032.radikal.ru/0805/83/eb838496e3c2.jpg
За сборную СССР играли: С.Сальников,Э.Стрельцов,И.Нетто,Сахаров и мног еще звезд тогдашнего футбола и тогдашней страны.

0

21

Архив новостей газеты "Южный Казахстан"
16 марта 2007 | Новости

ОЧИСТИТЬ АРЫСЬ ОТ... БОЛЕЗНЕЙ

Только за два месяца текущего года здесь скончалось девять малышей. Высокой в Арыси остается и материнская смертность, неблагополучной - ситуация с туберкулезом. И это неудивительно. Противотуберкулезный диспансер ютится в здании, построенном еще в 30-х годах, а поликлиника центральной районной больницы - в строении середины прошлого столетия.
Город железнодорожников, и особенно его сельские округа, испытывает острый дефицит врачебных кадров. За ЦРБ закреплено 13 участков, но их обслуживают всего четыре участковых терапевта. В прошлом году, наконец, началось долгожданное строительство противотуберкулезного диспансера. В этом году в стационаре и поликлинике планируется провести капитальный ремонт, для чего выделено 200 млн. тенге. Долгожданный капитальный ремонт ожидает и Арысский роддом. Здесь также заменят систему отопления, которая будет работать в аварийно-включительном режиме (АВР). Планируется запустить лифт и обновить кардиомонитор, наркозный аппарат. А центральная районная больница уже получила долгожданный передвижной рентгенаппарат, приехал специалист из Усть-Каменогорска для его монтажа и подготовки обслуживающего персонала. Руководство области и города не жалеет средств для укрепления медицинской базы. Сегодня самое главное, чтобы все выделенные суммы пошли по назначению.

?????????

0

22

ОБНОВЫ – ДЕТДОМОВЦАМ

Архив новостей газеты "Южный Казахстан"

30 воспитанников Арысского детского дома на весенних каникулах отправились в Астану. Такой подарок им сделал аким области У. Шукеев. А новую одежду и обувь для поездки подарили шефы. Прокурор города Н. Жалгасов и его небольшой коллектив взяли шефство над детским домом. Н. Жалгасов передал сиротам 20 тысяч тенге личных денег. Его инициативу поддержали начальники ГОВД Ж. Жакулаев, городского отдела ДКНБ Т. Мельдешев, управления юстиции С. Толежанов и председатель городского суда Т. Рысбеков. На них и купили ребятам, отправившимся в столицу, теплую одежду и обувь.

0

23

У ВЕТЕРАНОВ ЕСТЬ ШЕФЫ

Архив новостей газеты "Южный Казахстан"

В Арыси реанимировали тимуровское движение. Инициатором стал отдел внутренней политики городской администрации. Его сотрудники проанализировали социальное положение всех пожилых людей и выяснили, что одиннадцать из них коротают старость в одиночестве без родных и близких. Над ними взяли шефство учащиеся восьми арысских школ. Ребята из СШ им. Момышулы пришли к 81-летней Людмиле Дмитриевне Богодуховой и навели у нее дома и во дворе идеальный порядок. А воспитанники СШ им. Кожанова побывали у Валентины Васильевны Гребениковой и сделали всю домашнюю работу.
«Теперь, - сказала ведущий специалист отдела внутренней политики горакимата Айгуль Тулегенова, - школьники будут каждую неделю навещать своих подшефных и помогать им во всем».

0

24

В Арысском прогибе ЮКО будут проведены нефтяные изыскные работы

Архив новостей Kazakhstan today

ТОО "Арал-Петролеум" намерено развернуть масштабные поиски нефти в Арысском прогибе Южно-Казахстанской области. Компания намерена расконсервировать нефтескважину, пробуренную возле города Арысь еще в начале 1990-х годов. Тогда геологоразведчики углубились на 3 тыс. метров, а затем работы были прерваны из-за недостатка финансирования. Проектная глубина скважины должна была составлять 4,5 - 5 тыс. метров. На глубине 3 тыс. метров нефть не нашли, хотя и были обнаружены перспективные соленосные пласты. Компания "Арал-Петролиум" намерена продолжить бурение скважины до проектной глубины. Специалисты указывают на перспективность поиска углеводородов в Арысском прогибе. Геологические изыскания в этом регионе начались еще в 1962 году. На нефтеразведку планировалось затратить в 2002 году около $2 млн.                                                  ??????????????????????????????

0

25

В ЮКО проводится эксперимент по введению трехязычия

В этом году эксперимент проводится в трех школах Южного Казахстана. В школе-гимназии с нынешнего года вводится обучение на трех языках с 7 класса. Русские классы будут изучать казахскую литературу и историю Казахстана на государственном языке. Казахские классы русскую литературу и язык – на русском. И для всех биология будет преподаваться на английском языке. В школе №29 г. Шымкента и школе им. Абая в г. Арысь вводится углубленное изучение английского языка со второго класса.

0

26

Власти южного Казахстана создают рейтинг ненадежных строительных фирм

В него войдут компании, которые не выполняют тендерные обязательства

Организациям навсегда запретят участвовать в конкурсах. Без работы останутся и руководители строек. Между тем, как считают в правоохранительных органах, сами чиновники приводят на тендеры нерадивых строителей. Бюджет южного Казахстана в этом году был рекордным. Десятки миллиардов тенге власти предусмотрели для строительства школ, больниц и социального жилья, однако многие подрядные организации государственные деньги израсходовали, а строящиеся объекты в эксплуатацию так и не ввели. Чтобы наказать нерадивых застройщиков чиновники составят «черный список». Названия ненадежных фирм и их руководителей обнародуют, а к участию в конкурсах больше не допустят.
«Все компании, которые попали в «черный список», то есть, нарушили условия контрактов, не будут выигрывать тендеры в нашей области. Не только компании, чтобы они не думали, что они могут скрыться в другой компании, и генеральные директоры, и главные инженеры будут внесены в «черный список», что это люди, которые вводят нас в заблуждение».
А пока заниматься компаниями будут правоохранительные органы. В Казыгуртском районе так и не закончился капремонт центральной больницы и строительство моста. В городе Арысь сорван запуск школы на 800 мест. В Шымкенте заморозили возведение домов по государственной программе.

0

27

АРЫССКИЙ ВЕТЕР —сухой и пыльный порывистый ветер в долине р. Арысь . Представляет собой сток холодного воздуха с гор и отрогов западной оконечности Таласского Алатау. Возникает в любое время года. Летом нередко сопровождается пыльной бурей.

0

28

Подростки избили полицейских.

В Шымкентском центре временной изоляции, адаптации и реабилитации подростков (ЦВИАР) семеро юнцов избили железными прутами двух полицейских.
    22 апреля после отбоя семеро подростков от 12 до 17 лет, среди которых две девочки 16 и 15 лет, совершили нападение на работников центра.
    – Полицейскому инспектору, мужчине 37 лет, были нанесены несколько ударов металлическим предметом и штырем, – сообщила пресс-секретарь ДВД ЮКО Салтанат Каракозова. – Травмы получила еще одна сотрудница ЦВИАРа.
    После этого подростки сбежали, но спустя час были задержаны поднятыми по тревоге полицейскими.
    – Центр не является учреждением закрытого типа. Вход и выход совершенно открытый, – уточнила пресс-секретарь. – Все дети из неблагополучных семей находились в ЦВИАРе как беспризорники. Один мальчик, житель Арыси, должен был быть направлен в спецшколу в г. Тараз.
    В настоящее время состояние полицейского инспектора остается очень тяжелым – у него поврежден позвоночник. Женщина чувствует себя удовлетворительно.
    Подробности происшествия будут сообщены только после окончания расследования.

0

29

АРХИВ 2001 года

НЕФТЬ И ЮБИЛЕЙ

персональный сайт Алексея Гончарова

В районе города Арысь компания "Арал петролеум" разворачивает масштабные поиски нефти. В этом году на подготовку к ним было потрачено 250 тыс. дол. В следующем году непосредственно в нефтеразведку будет вложено 2 млн. дол. В начале 90-х годов в районе города проводились поиски нефти и были найдены очень перспективные соленосные пласты, которые указывают на наличие нефти, но из-за недостатка средств работы были свёрнуты. До сих пор на территории ЮКО нефть найдена не была.
Город Арысь, расположенный на стыке полупустыни и Кызылкумов, отмечает свой 45-летний юбилей. Станция Арысь была построена в начале 20 века, с вводом в строй Оренбург-Ташкентской железной дороги. В 1913 году с началом строительства Турксиба, станция стала узловой. В 1956 году Арысь получила статус города. К юбилею в городе открылся музей истории, бюст Кунаева. Было отреставрировано здание вокзала построенного в начале прошлого века. Открылся ряд магазинов и кафе. Территория Арысской городской администрации составляет 6,3 тыс. кв\км, на неё проживает 61,1 тыс. чел. В том числе казахи 92,4%, русские 5%. В самом городе Арысь живёт 35,3 тыс. чел. Расстояние от города до Чимкента 90 км. В основе хозяйства города лежит обслуживание железнодорожного транспорта. Крупнейшим предприятием Арыси является ТОО "Арысьшпалзавод", в прошлом гду на нём было произведено продукции на109 млн. тен. Тогда же в городе было запущено ТОО "Адам", выпустившее 18,7 млн. штук сигарет. Кроме того на территории городской администрации хорошо развито сельское хозяйство и в первую очередь животноводство, в том числе разведение каракульских овец. Выращиваются хлопок, овощи, бахчевые культуры.
Кроме того, в городе Арысь расположены огромные склады боеприпасов, которые были вывезены сюда после вывода советских войск из Афганистана.

0

30

Весной будет зелено                         
8 декабря 2006 | Новости

Архив новостей газеты "Южный Казахстан"

6,5 тысячи саженцев карагача до первого снегопада высадили в Арыси и прилегающих к ней сельских округах. На доброе дело привлекли школьников и учителей. В первую очередь они озеленяли территорию своих школ. Потом вышли на улицы Аль-Фараби и Байтурсынова в городе железнодорожников. Такая же акция прошла в шести сельских округах – Акдала, Дермене, Монтайтас, Задарья, Байыркум и Жидели.
«Превратить Арысь и прилегающие населенные пункты в зеленые оазисы!»

0


Вы здесь » Арысь-ворота Средней Азии » Арысь (пишем обо всем, что связано с городом) » Арысь (пишем обо всем, что связано с городом)


Создать форум © iboard.ws