Арысь-ворота Средней Азии

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Арысь-ворота Средней Азии » Историко-виртуальный музей. » факультатив история


факультатив история

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Неизвестное покушение на Сталина

0

2

Приказ НКО

ПРИКАЗ О ПОЖАРЕ И ВЗРЫВЕ БОЕПРИПАСОВ В АРТИЛЛЕРИЙСКОМ СКЛАДЕ САВО № 42

6 июля 1943 года в окружном артиллерийском складе САВО № 42 (ст. Арысь) произошел взрыв боеприпасов, расположенных в штабелях на открытом воздухе и в хранилищах.

В результате взрывов и возникшего пожара убито 4 и ранено 46 человек, уничтожено боеприпасов 414 вагонов, сгорело и разрушено ряд хранилищ, зданий, навесов и различное ценное имущество.

Возникновение взрыва, повлекшего за собой пожар, быстрое распространение и значительные размеры его по территории склада явилось следствием грубых нарушений руководства службы “Хранение и сбережение артиллерийского имущества в центральных и окружных складах АУ РККА” со стороны администрации склада и окружного артиллерийского командования, а также преступно-халатного отношения к делу хранения военного имущества со стороны командования округа.
Установлено, что:

а) на технической территории склада хранились трофейные и возвращенные из фронтовых частей боеприпасы, подлежавшие сортировке и проверке их безопасности на специально отведенной эвакоплощадке;

б) хранение боеприпасов не было организовано. Боеприпасы были навалены беспорядочными штабелями разной емкости, сплошной лентой вдоль ж. д. линии и в
промежутках между хранилищами, без соблюдения положенных разрывов;

в) техническая территория склада была сплошь покрыта сухой, не скошенной травой, что представляло в пожарном отношении особую опасность летом в условиях Средней Азии;

г) на технической территории склада хранилась порожняя укупорка, как отдельными ящиками, так и штабелями;

д) полная неорганизованность тушения возникшего пожара (отсутствие лопат, недостаток воды) и полная растерянность при этом руководящего состава склада.

Все эти преступные нарушения правил хранения и сбережения боеприпасов, повлекшие за собой бессмысленную гибель людей и большого количества ценного
боевого имущества, могли иметь место только в силу отсутствия повседневного и тщательного контроля за работой единственного в округе склада, а также
должной требовательности со стороны соответствующих начальников, начиная с командующего войсками и члена военного совета округа.

Приказываю:

1. Виновных в преступной бездеятельности по налаживанию на складе № 42 строгого порядка, отсутствие которого повлекло за собой столь серьезные последствия:
командующего войсками Среднеазиатского военного округа генерал-майора т. Курбаткина, члена военного совета Среднеазиатского военного округа генерал-майора т. Шишкина, начальника штаба округа генерал-майора т. Липатова, командующего артиллерией округа генерал-лейтенанта артиллерии т. Дереш, начальника артснабжения округа полковника артиллерийско-технической службы т. Донкова, начальника 3-го отдела УКА округа полковника артиллерийско-технической службы т. Рощупкина, начальника пожарной инспекции округа капитана административной службы т. Иончика, начальника склада № 42 инженер-майора т. Воробьева, начальника пожарной охраны склада капитана административной службы т. Абродина — предать суду военного трибунала, с отстранением на время следствия от занимаемых ими должностей.

2. Военной прокуратуре выявить и привлечь к ответственности и других виновников по этому делу. Следствие закончить в 10-дневный срок.

3. Командующим войсками фронтов и округов срочно проверить состояние хранения и пожарную безопасность всех складов армий, фронтов и округов и принять
меры к немедленному устранению всех нарушений правил хранения боеприпасов и другого военного имущества и требований техники безопасности.

О результатах проверки и принятых мерах донести через соответствующих начальников главных и центральных управлений к I сентября с.г.

Народный комиссар обороны

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

Отредактировано yuri (2013-09-10 16:10:52)

0

3

Из книги известного эксперта химии и экологии профессора Льва Федорова
«Необъявленная химическая война в России: политика против экологии», 1995 г.:

http://levfedorov.ru/chemwar-4-4/

IV.4. ЗАХОРОНЕНИЯ БОЕВЫХ ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

... Непосредственно после войны местами захоронения были, например, Центральный военный химический полигон в Шиханах и военно-химический полигон Арысь на юге Казахстана.

... Местом мощного уничтожения иприта и других ОВ служила военно-химическая база в Камбарке 107,258. В конце 50-х гг. здесь было сожжено около 2 тыс.тонн загустевшего иприта, находившихся в 20-30 резервуарах (подвижная фракция — 8-10 тыс.тонн — была откачана в цистерны и отправлена для уничтожения в Арысь).

... Одним из мест уничтожения химического оружия в 40-50-х гг. был юг Казахстана. Здесь недалеко от ст. Арысь в степи были уничтожены большие количества ОВ, в том числе и расфасованных по боеприпасам. Иприт отправлялся в степь по специально проложенной железнодорожной ветке, выливался в выкопанные в грунте ямы и сжигался. Перевозка иприта осуществлялась в цистернах из разных мест. Точками отправления служили: химическая площадка под Чапаевском (военная база НКО N 433), заводы Чапаевска и Дзержинска 84,86, военно-химическая база в Камбарке 258 и т.д. В частности, в 1956 г. из Камбарки на ст. Арысь было отправлено три эшелона с ипритом.

                                Захоронения химического оружия в Арыси (Казахстан).

Из воспоминаний Ф.А.Бирюкова (Чапаевск):

  "В конце 1947 г. только что вышел указ об уничтожении боевых химических веществ. Я заведовал хранилищем, где находился иприт в емкостях, и возглавлял роту по его уничтожению. Иприт в основном закачивали в железнодорожные цистерны и отправляли в местечко под названием Арысь. А затем куда-то в пустыню. Мы сопровождали эти цистерны. Причем цистерны были замаскированы под обычные вагоны и по 2-3 прицеплялись к грузовым составам. Мы строго следили, чтобы в пути следования к ним никто не подходил и не было утечек. Даже устанавливалась специальная связь с кабиной машиниста поезда, и мы могли в любое время остановить состав.
Привозили и авиационные бомбы по 250 кг, начиненные химическими веществами. Разгружали их по 6 человек. Места под Арысью помню и при случае могу показать, где уничтожался иприт".

Из воспоминаний И.Б.Котляра (Дзержинск):

  "Груз был доставлен до станции Арысь, где неподалеку находился военно-химический полигон. По рассказу очевидцев, иприт выкачивали из цистерн, смешивали с керосином и эту смесь подавали в узкие бетонные желобки, сжигая ее на ходу. Проводили эту операцию солдаты химических войск, одетые в соответствующую защитную одежду. Не сомневаюсь, что даже если этот полигон находился в пустынном месте, пары и продукты сгорания иприта не были безвредны для окружающей природы и проживавших там людей".

В целом ситуация, складывающаяся с захоронениями химического оружия, неблагоприятна. Общество не располагает официальной и достоверной информацией о том, где военные химики подложили ему химические мины в виде прошлых захоронений химического оружия. Поэтому общество пока даже не поставило перед собой задачу разработки программ обследования и реабилитации этих территорий. В свою очередь армия не расположена изменить свою антиобщественную позицию. Вряд ли такое противоестественное положение может оставаться неизменным слишком долго без ущерба для населения.

***************************************************************************************

Книга, процитированная выше, вызывает, мягко говоря, шок. Неправильная, неадекватная "нейтрализация" боевых химических отравляющих веществ ещё с середины прошлого столетия, привела к тому, что они остались замедленно действующими или "отсроченно" опасными даже для наших дней или будущих времен.
Вероятно, в той или иной степени упомянутые здесь события 1947-1956 гг. пагубно повлияли на жизнь и здоровье и наших родителей, и кого-то из нас, и, возможно, влияют на жителей города даже сегодня... Многих пострадавших уже нет с нами, а оставшиеся не знают или молчат.

Хотелось бы знать, каково нынешнее экологическое состояние воды, воздуха, почвы в Арыси и в окрестностях города. Каково здоровье людей? Продолжительность жизни и уровень заболеваемости неизлечимыми болезнями? Есть ли какая связь с прошлыми печальными событиями при утилизации боеприпасов в окрестных воинских частях? Нет ли у кого из местных такой информации?

Большой список городов и населённых пунктов России, где производили, хранили, испытывали, разливали и уничтожали (просто закапывали и затопляли) ОВ, можно найти здесь:

https://www.liveinternet.ru/users/eva16 … 142634430/   

Список (он ниже, ближе к середине страницы) очень не полный - лишь те места, которые удалось установить к лету 2001 года. Дальше будет больше. 

А теперешним москвичам, наверно, будет не лишним узнать о потенциальном вреде, угрожающем им даже в самой столице и в её области.

И ещё здесь:

http://proekt-shkola73.narod.ru/2008/tc … roblem.htm

Проблема ликвидации химического оружия.

Уничтожение химического оружия в нашей стране проводилось в различные годы. Первое, особенно мощное уничтожение отравляющих веществ, было проведено непосредственно после Второй Мировой войны, в 1946 – 1948 гг. В этот период Советская Армия избавлялась как от захваченного трофейного немецкого химического оружия, так и излишних запасов своих отравляющих веществ. Уничтожение химического оружия в то время производилось несколькими способами:
• Затоплением в морях
• Сжиганием в местах хранения в специальных печах и открытых котловинах
• Подрывом химических артиллерийских снарядов и авиационных бомб на специально оборудованных подрывных площадках.

Все эти способы, безусловно, экологически опасны, и последствия такого «уничтожения» могут сказываться на протяжении длительного времени. В эти годы выведено из оборота примерно 60 – 65 тыс. тонн иприта и около 14 тыс. тонн люизита.

В обстановке глубочайшей тайны большие количества отравляющих веществ были затоплены, кроме того захоронение проводились на юге Казахстана (Арысь).

0

4

А это отрывок из статьи  "Химия смерти"  ("Московский комсомолец" №950 от 21 октября 2000 года):

http://www.mk.ru/editions/daily/article … merti.html

               О тех, кто уже глотнул

Многие граждане нашей страны уже опробовали на себе действие химических отравляющих веществ, даже не подозревая об этом. Пока химоружие создавали, испытывали, складировали, возили по стране туда-сюда — были задействованы тысячи людей: кто-то по службе, а кто-то просто случайно оказался рядом.

То, как по-житейски просто и незамысловато это происходило, хорошо видно из рассказа отставного полковника войск химзащиты Эдуарда Вилятицкого, любезно согласившегося выдать “МК” давно устаревшую “военную тайну”.

Во время войны сотни цистерн были заполнены ипритом. Они стояли в хранилищах и железнодорожных тупиках и должны были стать последним аргументом в случае, если враг займет нашу территорию. После войны эти цистерны требовалось освободить. Это поручали отрядам войск химзащиты, один из которых и возглавлял Вилятицкий. Летом 47-го его назначили начальником эшелона, который перевозил иприт из Камбарки (Удмуртия) на станцию Арысь (Казахстан), где его уничтожали.

Отряд из девяти человек обслуживал эшелон из 20 цистерн (в каждой — по 50 тонн иприта). На всем пути следования стояла жара 25—40 градусов. Цистерны нагревались, иприт внутри испарялся; чтобы их не разорвало, в каждой был предусмотрен специальный клапан. Когда пар переполнял объем, клапан открывался, и лишнее давление стравливалось. Жители придорожных поселков, конечно, не догадывались, почему, когда шел такой состав, по всей округе разносится чесночный запах.

Через города эшелон старались пропускать ночью, останавливался он только на полустанках, куда привозили сухой паек для солдат. Им запах чеснока приходилось нюхать сутками. По правилам, конечно, требовалось постоянно носить противогаз и защитный костюм, но летом, в жару, такого никто не выдерживал.

На месте назначения, в 30 км от станции Арысь, была заброшенная железнодорожная ветка, там эшелон останавливался. Под каждой цистерной на земле солдаты рыли небольшие канавы, в них сливали иприт и поджигали. Он горел коптящим пламенем, шел черный тяжелый маслянистый дым. Если направление ветра вдруг изменялось в сторону населенных пунктов, огонь срочно заливали.

Во время такого уничтожения земля заражалась диоксином. Этот яд не выводится из организма человека и очень опасен. На зараженной им земле десятки лет ничего нельзя выращивать, но местным жителям этого, конечно, не рассказывали. А о том, что при сжигании уходило в атмосферу и затем выпадало с осадками, никто тогда не задумывался.

*********************************************************************************************

Во время войны сотни цистерн были заполнены ипритом. Они стояли в хранилищах и железнодорожных тупиках и должны были стать последним аргументом в случае, если враг займет нашу территорию. После войны эти цистерны требовалось освободить. Это поручали отрядам войск химзащиты, один из которых и возглавлял Вилятицкий. Летом 47-го его назначили начальником эшелона, который перевозил иприт из Камбарки (Удмуртия) на станцию Арысь (Казахстан), где его уничтожали.

На месте назначения, в 30 км от станции Арысь, была заброшенная железнодорожная ветка, там эшелон останавливался. Под каждой цистерной на земле солдаты рыли небольшие канавы, в них сливали иприт и поджигали. Он горел коптящим пламенем, шел черный тяжелый маслянистый дым. Если направление ветра вдруг изменялось в сторону населенных пунктов, огонь срочно заливали.

Во время такого уничтожения земля заражалась диоксином. Этот яд не выводится из организма человека и очень опасен. На зараженной им земле десятки лет ничего нельзя выращивать, но местным жителям этого, конечно, не рассказывали. А о том, что при сжигании уходило в атмосферу и затем выпадало с осадками, никто тогда не задумывался.

Из рассказа отставного полковника войск химзащиты Эдуарда Вилятицкого
Эдуард Вилятицкий перевез 3 эшелона — 3000 тонн иприта. За это ему дали премию — 600 руб. На следующий день после того, как он их получил, случилась денежная реформа, и 540 руб. финансисты потребовали вернуть обратно.

Сегодня военные медики не желают признавать, что разрушенное здоровье Эдуарда Вилятицкого — результат его службы в войсках химзащиты. Требуют доказательств. Он попытался отыскать свидетелей — сослуживцев, с которыми возил когда-то иприт. Не нашел. В живых не осталось никого.

0

5

Сообщение от СВЕТЛЯЧОК за 2009 год по этой ссылке

Арысь (пишем обо всем, что связано с городом)

содержит ещё один фрагмент интервью Льва Федорова о проблеме последствий захоронений боевых отравляющих веществ в районе Арыси.

0


Вы здесь » Арысь-ворота Средней Азии » Историко-виртуальный музей. » факультатив история


Создать форум © iboard.ws Видеочат kdovolalmi.cz