В Казахстане начинают разгораться нешуточные страсти
Похоже, что позиционирование Казахстана в мировом пространстве, как государства, где в мире и согласии живут 140 национальностей и постепенное "оказахивание" граждан страны, не устраивает некоторых представителей отечественной интеллигенции
Кайрат Неталиев
В Казахстане, наверное, впервые с начала 90-х годов начинают разгораться нешуточные национал-патриотические страсти. Альтернативная предложенной Ассамблеей народа Казахстана Доктрины национального единства Концепция национальной политики РК вызвала среди населения небывалый накал страстей. Считавшиеся в большинстве своем аполитичными казахстанцы втянулись в решение насущного вопроса: каким быть будущему Казахстану - единым или раздробленным по национальному признаку
Озвученная президентом в октябре прошлого года доктрина направлена, прежде всего, на построение гражданского общества страны, единого и неделимого на этносы: мы все - казахстанцы. Казахстанцы, живущие в Казахстане - стане казахов, которые, по историческим и нравственным канонам являются историческими хозяевами этой земли. Именно поэтому казахский язык является государственным. Но при этом, учитывая длительную историю нашей земли в составе Российской империи, а затем и СССР, когда основополагающим на всей территории Союза стал русский язык, он был закреплен как "язык межнационального общения". Став, по сути, неким переходным элементом к периоду овладения всеми гражданами страны государственного языка и гарантом недискриминационного положения его неказахскоязычных граждан.
Эта политика дала свои позитивные результаты. Во-первых, огромный поток эмигрантов из Казахстана (названый "утечкой мозгов"), наблюдавшийся в начале 90-х годов, резко сократился. Более того, русские, украинцы, немцы, евреи, вначале ринувшиеся осваивать просторы своих исторических родин, начали возвращаться в Казахстан. А не покидавшие страну граждане утвердились в мысли, что Республика Казахстан была, есть и будет их родиной. (Тем более, что подавляющее число современных жителей Казахстана неказахской национальности являются коренными гражданами своей страны - по рождению. Более того. У многих казахстанцев на этой земле жили и похоронены целые поколения предков).
Во-вторых, постепенно казахский язык становится действительно государственным языком - он постепенно внедряется во все сферы жизни людей, начиная от получения государственных услуг и заканчивая массовой культурой. Современное поколение детей (речь идет не о детях, выросших в тревожные девяностые, а уже об их потомках) с уверенностью можно назвать как минимум двуязычными - владеющими казахским и русским (уйгурским, немецким, украинским и др.) языком. Взрослое поколение стремится к овладению госязыком - достаточно посмотреть на популярность курсов изучения казахского языка, чтобы в этом убедиться. И сегодня можно с уверенностью предсказать, что еще через лет 10 уже казахский язык эволюционным путем займет место русского в межнациональном общении.
Но, похоже, что позиционирование Казахстана в мировом пространстве, как государства, где в мире и согласии живут 140 национальностей и постепенное "оказахивание" граждан страны, не устраивает некоторых представителей отечественной интеллигенции. Суть их Концепции национальной политики проста: Казахстан - исключительно для этнических казахов.
"Принимая по внимание, - говорится в первых же строках документа, - что Республика Казахстан учреждена на исконно казахской земле, что коренными жителями государства и абсолютным большинством являются казахи; этот документ направлен на разъяснение политических, культурных, духовных, экономических и других основ объединения проживающих в стране этнических групп вокруг государствообразующей нации". То есть концепция - этакое пособие для выживания на территории Казахстана не-казахов. О толерантности и равноправии и речи быть не может. Поскольку, вопреки здравому смыслу и всем законам демократического общества, в концепции продолжается: "казахская нация является гарантов обеспечения конституционных прав и свобод всех граждан". Получается, что не конституция - основной закон страны - является гарантом прав и свобод, а нация. А это можно трактовать кому как угодно и под каким угодно углом. Наиболее ярким примером взаимоотношений подобных гарантов с "недогражданами" является гитлеровская Германия и ее национальная политика с четкой градацией на "арийцев" и "неарийцев". Кстати, именно по такому же принципу национал-патриоты не желают, по примеру Франции, Италии, Испании и других в прошлом мононациональных государств называть всех, не являющихся представителями коренной национальности, но являющихся гражданами страны французами, итальянцами и испанцами. Даже в Китае, где народностей и национальностей едва ли меньше, чем в РК, население не делится на "титульную" и "так себе" нации.
Более того, если уж рассматривать предложение о "мононациональном государстве", то сегодня подобных стран в мире едва ли наберется с десяток. Процессы глобализации давно стерли национальные границы стран. Ведь сегодня те, кто называют себя французами, наполовину не являются генетическими потомками франков - они стали гражданами Франции - французами лишь в прошлом веке. Тем не менее, их никто не ущемляет в правах.
Национал-патриоты предлагают разделить казахстанский народ не только на главную нацию и всех остальных, но и дифференцировать общую историю по национальному признаку. Изменить географические названия и памятники, не имеющие отношения к казахской истории. Возникает вопрос: можно ли считать историю Советского союза исконно казахской историей? Если нет, то как быть с памятниками Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой - героям - Великой Отечественной войны - войны, которая является нашей общей историей? И можно ли вычеркнуть с памятника 28 героям-панфиловцам неказахские фамилии? Или как быть с казахами - героями Гражданской войны? Является ли Гражданская война общей историей или ее из истории Казахстана вообще следует выбросить?
Вообще, надо отметить, что вся Концепция национальной политики, предложенная нацполами насквозь пропитана духом этакого скинхедизма по-казахски. При этом, основной упор делается на отход от всего, напоминающего о российско-имперско-советском прошлом. Авторы документа заявляют, что следует в школах заменить предмет "русская литература" на "мировую литературу". (Слышали бы нынешних национал-патриотов Абай и Шокан Валиханов, стремившиеся познакомить казахский народ с величающими достижениями русской литературы). Ограничить телевещание российских каналов, чтобы избежать общественного мнения иностранных государств. При этом они хотят "на межгосударственном уровне решать вопросы правовой, финансовой, информационной поддержки казахской диаспоры". То есть самим создавать общественное мнение в других государствах.
В общем, большего удара по имиджу казахов, как нации, известной в мире своей толерантностью, чем данная Концепция, и представить невозможно. Это удар по казахским ценностям миролюбия, казахской культуре, впитавшей в себя многовековую историю добрососедских отношений с сотнями народов. Более того, национал-патриоты в своем стремлении "придать приоритет ценностям казахского народа перед ценностями других национальностей" пытаются искусственно заставить казахов презирать другие нации и народы. Однако сделать это - все равно, что заставить истинных казахов сегодня жить исключительно по законам шариата, забыв про адат и память предков. (К слову, о том, как дороги казахам адат и память предков рассказал всему миру Ш. Валиханов. И он же говорил о том, что мусульманство - не есть истинно казахская религия. "Мусульманство еще не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем", - писал он в своей книге "О мусульманстве в степи". Так что сегодня идти на сближение с мусульманскими странами, как предлагают национал-патриоты, означает идти против мнения выдающегося, известного на весь мир ученого-казаха).
www.nomad.su