И никакой политики!
Главы железных дорог СНГ и стран Балтии обсудили перспективы сотрудничества
Вчера в Киеве завершилось 49-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств–участников Содружества. Делегацию АО «НК «КТЖ» возглавил вице-президент по развитию компании Ермек Кизатов.
Открывая заседание, председатель Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин признался, что только что переговорил с председателем правительства России Владимиром Путиным, от которого получил четкое напутствие. «Никакой политики, только интересы железной дороги», – пожелал российский премьер руководителю РЖД. А его украинская коллега – Юлия Тимошенко – направила железнодорожникам целое приветствие. В работе совета также приняли участие министры транспорта России и Украины Игорь Левитин и Иосиф Винский.
По словам министра транспорта и связи Украины И. Винского, в период мирового финансового и экономического кризиса у всех железнодорожных администраций, входящих в совет, схожие проблемы. Прежде всего, это снижающиеся объемы перевозок.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин отметил координирующую роль совета, который в течение 15 лет обеспечивает слаженную работу железнодорожных дорог, укрепляя связи между железнодорожными администрациями СНГ и стран Балтии.
В своем выступлении председатель Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подвел итоги работы железнодорожных администраций, входящих в состав совета. Судя по всему, железнодорожники стран бывшего Советского Союза работали и продолжают трудиться ударными темпами.
К примеру, принятые обязательства по перевозкам грузов по сумме месячных планов выполнены большинством железнодорожных администраций. При этом перевезено 1678,1 млн тонн грузов, или 101,2 процента. Так, по сравнению с 2007 годом, в целом по сети железных дорог перевозки выросли в тоннах на 2,8 процента, грузооборот – на 6,5 процента и дальность перевозок – на 3,7 процента. Наибольший прирост погрузки грузов обеспечен на железнодорожных администрациях Литвы (23 процента), Молдовы (17,2 процента), Грузии (13,5 процента), Узбекистана (7,4 процента), Казахстана (7,2 процента), Беларуси (4,7 процента), Украины (3,7 процента), России (1,5 процента). Погрузка грузов в международном сообщении увеличилась на 4,1 процента и достигла 16,3 процента от общего объема. Особенно возросла такая погрузка на железных дорогах Молдовы (30 процентов), Казахстана (22,2 процента), Грузии (21,8 процента), Украины (14,9 процента).
В связи с тем, что 2008 год в рамках СНГ назван Годом транспорта, был разработан проект приоритетных направлений сотрудничества государств–участников СНГ до 2020 года. Владимир Якунин напомнил, что транспортная часть войдет в общую Стратегию экономического развития СНГ до 2020 года.
– Совет глав государств на своем очередном заседании в Бишкеке 10 октября 2008 года высоко оценил подготовленный проект приоритетных направлений сотрудничества государств–участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года, – подчеркнул Владимир Якунин. – Считаю, что железнодорожным администрациям необходимо подготовить план работы по реализации приоритетных направлений и рассмотреть создание концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств–участников Совета по железнодорожному транспорту на период до 2020 года.
Председатель совета не забыл и про менее глобальные проблемы железных дорог. Так, в настоящее время многие железнодорожные администрации озабочены уменьшением доли инвентарного парка, что напрямую затрагивает их интересы. По данным дирекции совета, по результатам проведенной переписи грузовых вагонов, инвентарный парк составляет 1 млн 438 тысяч вагонов. Из них 939 тысяч вагонов, или 65 процентов, инвентарного парка. Остальные вагоны – приватного. То есть налицо уменьшение инвентарного составляющего.
– Грузоотправителям придется перестраиваться и плотнее взаимодействовать с собственниками и различными операторскими компаниями. Собственники не спешат задействовать свои резервы под низкодоходные перевозки в ожидании более выгодных грузов, что приводит к общим потерям погрузочных ресурсов на сети, – заметил Владимир Якунин.
В условиях реформирования железнодорожного транспорта необходимо добиться улучшения использования грузовых вагонов, оптимизировав порожние пробеги, и повысить управляемость перевозочным процессом. Поэтому многим по душе пришлось предложение Белорусской железной дороги о создании рабочей группы для подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные документы, регламентирующие порядок использования грузовых вагонов в международном сообщении.
Также в рамках заседания совета главами железнодорожных администраций России, Казахстана и Украины было подписано соглашение об электронном обмене данными в международном железнодорожном грузовом сообщении. Кроме того, руководители казахстанских, российских, кыргызстанских, таджикистанских железных дорог приняли программу совместных действий железных дорог России и стран Центральной Азии по реализации заявления об общих подходах к Стратегии развития железных дорог в международном сообщении от 26 июля 2008 года.
Члены совета не только рассмотрели ход выполнения решений 48-го заседания совета и подвели итоги эксплуатационной работы сети железных дорог за девять месяцев 2008 года, но и обсудили самые насущные для стальных магистралей проблемы. Например, жаркую дискуссию вызвали вопросы тарифной политики железных дорог на перевозки грузов в международном сообщении на 2009 фрахтовый год, введение экономических санкций за передачу пассажирских поездов с нарушением графика движения по межгосударственным стыковым пунктам, обсуждение проекта порядка управления маршрутами прямого международного пассажирского железнодорожного сообщения и другие.
– При введении санкций за срыв графика движения поездов по пограничным стыкам важна не сумма штрафов, а мера ответственности, – резюмировал Владимир Якунин после прений, когда железнодорожники СНГ единогласно проголосовали за экономические санкции при срыве расписаний.
Его душанбинский коллега был более эмоционален: «Раньше по расписанию поездов можно было сверять часы. А что сейчас? Стыдно смотреть в глаза пассажирам, ожидающим поезда с купленными заранее билетами. Поэтому ужесточение ответственности более чем резонно».
Участники киевского заседания совета подписали итоговый протокол совещания и договорились, что следующее, 50-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств–участников Содружества пройдет в Минске в мае следующего года.
Ермек Кизатов от имени АО «НК «КТЖ», пользуясь случаем, пригласил коллег принять участие в Втором международном региональном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520: Центральная Азия», который состоится 8–10 декабря в Астане.
– Мы будем рады принять вас в Астане – столице Казахстана, которая является локомотивом экономики Казахстана и олицетворением успехов нашего государства, достигнутых за последнее десятилетие. Благодаря площадке форума мы сможем еще раз обсудить вопросы реформирования, совместные проекты развития железнодорожной отрасли и еще более сплотить нити сотрудничества, – отметил Ермек Кизатов.
Жанна ОЙШЫБАЕВА,
фото Сергея ВОЛОШИНА, Киев